— 112 — образом и описание радений и кружении с прорицаниями, судорожными и обморочными припадками у скопцов совершенно напоминают нам явления, наблюдавшияся у малеванцев *). Существует даже тождество в основных верованиях малёванцев и хлыстов, а именно в возможности непосредственного общения человека с Богом в форме вхождения Св. Духа в человека во время истерических конвульсий. По словам И. А. Сикорского «этого входящого духа чувствуют одинаково и хлысты, и малёванцы. По мнению тех и других, дух обозначается судорогами и трепетанием. Весьма интересно, что даже возгласы, употребляемые в экстазе м&иеванцами: «Ой дух, ой духъ!» тождественны с хлыстовскими». Очевидно, что как у малёванцев, так и у хлыстов радения и религиозные упражнения стоят в тесном соотношении с истерией, которая, как мы знаем, блогоприятствует развитию галлюцинаций, судорог и иных нервных припадков, признаваемых теми и другими за наитие Св. Духа и которая дает столь блогоприятную почву для внушения. Радения же этих сект составляют весьма блогоприятную почву для развития как путем внушения, так и путем самовнушения истерических болезненных проявлений, признаваемых божественными. Нам кажется, что в этом взаимовнушении заключается не несущественная доля той притягательной силы, какую имеют радения для малёванцев, хлыстов и скопцовъ—этих представителей сект, имеющих несомненно патологическую основу. Обыкновенно принимают, что страсть к этим радениям объясняется перспективой ожидаемого экстаза радости. Это объяснение без сомнения имеет свой реальную основу, но вряд-ли только одной перспективой ожидаемого экстаза радости, обусловливаемого, как думают некоторые, движением, может быть объяснено неудержимое влечение этих сектантов к своим радениям. По крайней мере не меньшую, если еше не большую, роль играет в этом отношении на мой взгляд, то взаимовнушение, которое на таких радениях производится отдельными членами друг на друга и которое поднимает чув- й) См. Кельсиев. Сборы. Прав. распоряжений о расколе. 1802 г., т. 3—4. | — 113 — ство восторга и упоения в них до необычайного напряжения» недосягаемого при иных условиях отдельными членами. Это же взаимовнушение спдочивает отдельных членов сект на радениях в одно целое, в одну личность, живущую одной мыслью, произносящей одни и те же возгласы, исполняющей одинаковые по существу жесты и телодвижения. Естественно, что это целое, являющееся источником недосягаемых наслаждений, столь притягательно для отдельных членов, что заставляет их, несмотря на строгий запрет закона, под тем или другим предлогом устраивать свои радения и являться на них даже за десятки верст. С другой стороны в этой притягательной силе радений и молитвенных собраний вышеуказанных сектантов заключается между прочим в значительной мере и необычайное упорство этих грубых сект, с которыми оказывается бессильной борьба правительства и духовенства. Как велико влечение к таким сборищам, происходящее как бы по невольному взаи-мовнушению показывает между прочим случай, описанный Rev. Н. С. Киевом в Handbook of Kevivols, который мы приводим по Б. Сидису (1. с., стр. 304): «Когда прогрессировало возрождение, в одной деревне, не принадлежавшей к секте, трактирщик клялся, что он никогда не пойдет с безумцами на их митинг. Но, услышав, что там приятно поют, он обнаружил любопытство, сказав, что не'знал этого и что мог бы пойти послушать пение, но ни слова из проповеди. Как только пропели гимн перед проповедью он наклонился вперед и закрыл оба уха пальцами. Когда один палец случайно отделился от уха, он услышал слова: «имеющий уши слышать, да слышитъ», произнесенные с великой торжественностью и они его чрезвычайно поразили. Он уже не закрыл уха, но, чувствуя никогда не испытанное раньше впечатление, тотчас отнял и другой палец и с глубоким вниманием слушал продолжение речи». Само собой разумеется, что трактирщик был очарован и с этих пор, будучи привлечен в число верующих, «стал истинно блогочестивымъ». В. ВЕХТЕРЕВ. ВНУШ. И ЕГО РОЛЬ В ОВЩ. ЖИЗНИ. 8 |