В.М.Бехтерев. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.:1903

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 110   >>>

  
— но —

тревших на это,—оне молчат, злобно взглядывая на нее или отвертываясь и видимо тяготясь воспоминанием об этом периоде их жизни.

Это воспоминание сделалось для них особенно тяжелым с того времени, как Потапкин, признанный умалишенным на распорядительном заседании суда, был возвращен к себе в дом, следовательно признан действительно неответственным, как «сумасшедший», без всякого мученического венца».

Что касается характеристики психического состояния второго виновника этой эпидемии Осипа Потапкина, то лучше всего она определяется содержанием его письма к директору Орловской психиатрической больницы, куда Осип Потапкин был отдан на испытание. Из этого письма здесь приведем только начало:

Зоголовок: «1-ая Христос воскрес. Я пишу сам Святой Дух, это писание от самого живого Бога присланное, и вот скажется, для кого оно, это писание, является.

«Это оно для тебя, главный врач и начальник всему каменному построенному дому и над теми, кто живет и кто кончины ждет.

Вот посадили сюда Иисуса в сем каменном месте; и вот он тут тоже проведет сорок дней своего поста. А вот я Дух Святой теперь говорю тебе, главный врач (пропускаются повторения и бессвязные вставки частиц), чтобы ты не томил меня, Духа Святого, в этом каменном гробе... Теперь я пишу тебе Дух Святой, чтобы ты не держал тут живого Бога и Христа (это он сам). Почитай в этом святом писании, кем оно (его письмо) и чьею мудростью написано и возьми в свой голову, кто эту премудрость может сочинить и кому она должна открыться. Вот слухай меня Духа Свитого, что я тебя для твоей пользы наставлю, и что теперь нужно сделать с этим домом... (идет совершенно бессвязное рассуждение)... Вот тебе приказ от меня Духа Свитого»...

В дальнейших письменных и устных заявлениях Осипа Потапкина еще больше бессвязности, в которой однако везде и всюду сквозит бред величия.

Надо только удивляться, как столь явные бредовые идеи не распознаются окружающими лицами, чему объяснение может заключаться только в особой внушаемости этих лиц, воспри-

— Ill

нимающих слышимое ими без всякой критики и рассуждения. В Супоневской эпидемии, как впрочем и в Мадёванщине, открывается между прочим в населении, принимающем уродливые формы нового учения без критики и соображения, ясная дегенеративная почва, сопутствуемая малокровием и истощением и даже эндемическим зобом. Но кроме особых физических условий во всех подобного рода эпидемиях должна без сомнения играть немаловажную роль и психическая почва, характеризующаяся крайним невежеством, не удовлетворенностью духовных потребностей населения, отсутствием нравственных руководящих начал и недостатком умственного развития, граничащим с патологическим слабоумием. Эта^го почва на ряду с блогоприятствующими физическими причинами и создает условия необычайной внушаемости отдельных лиц населения, воспринимающих на веру самый уродливый бред душевно-больных.

Сектантския сборища и эпидемии.

Вышеуказанные эпидемии без сомнения не составляют что-нибудь исключительное, не повторяющееся в другия времена и при других условиях. В этом отношении я вполне разделяю мнение проф. И. А. С и к о р с к а г о, по которому, нечто вполне аналогичное мы встречаем у некоторых сектантов, особенно хлыстов, духоборцев и скопцов. Знакомясь ближе с так называемыми радениями у хлыстов, не трудно усмотреть в них сходственные и даже в известном отношении тождественные явления с тем, что представляет проявление большой истерии на радениях малёванцев. Следя за описанием радении и плясок хлыстов, мы встречаемся здесь с тем же повышением душевного настроения, с развитием психического экстаза и судорог такого же рода, какия мы встречаем и у малёванцев *). У хлыстов мы встречаем также радения и пророчества, вполне напоминающия нам вышеописанные радения малёванцев3). Равным

*) Си. Кутепов. Секта хлыстов и скопцов. Казань, 1882 г.

а) Сходство увеличивается еще и тем, что иногда у хлыстов дело доходит даже до подчинения идеям и воле душевно-больных, как это было напр. в с. Погодках Сумского уезда Харьк. губ. см. Вести. Евр. Ноябрь, стр. 156 и 157.