— 108 — жется,—было видение символического характера, за которым последовали пророческие сны, и Потапкин узнал, что ему дан дар понимания св. Писания. Не устроившись на Кавказе, да и неспособный, вследствие своего психического заболевания, он вернулся в Супонево, но уже получив наставления чисто хлыстовского характера. Прежде он совершенно принимал учение Василия Д. и подчинялся безпрекословно его проповеди. Теперь он порвал с ним, стал сам читать и толковать другим св. Писание (он полуграмотный), но—читать нечто такое, чего в св. Писании нет; он стал проповедовать призвание св. Духа и заманчивую подкупающую доктрину автоматизма: человек может призвать в себя св. Дух, который входит в него и управляет им, как машиной, уничтожая всякую волю; вследствие этого человек перестает быть ответственным за свои поступки, да и поступки его, даже самые постыдные или порочные, с точки зрения мирской нравственности,—святы и безпорочны, как совершаемые св. Духом. Затем идет обычная проповедь чистоты и непорочности, вследствие которой супружеския отношения являются «мерзостью» и блудом; но люди, познавшие высшую истину, связываются новыми, духовными узами братства, любви, и любовь связывает братьев и сестер, которые в силу этой любви уже могут и должны совершать половой акт. Этот акт полового общения («Христова любовь») приобщает членов к новой истине, и потому он есть символический обряд, обязательный... Одним словом, рядом символических звеньев цепь приводит к безпорядочным и безразборным половым актам, к «свальному греху». Не должно однако думать, чтобы у Потапкина эта доктрина сложилась в стройное целое, в систему; у него она излагается в нелепых утверждениях параноика, уже перешедшого в слабоумие; это—бессвязный параноический бред, пересыпанный религиозными текстами и мистическими формулами. Но и этой, совершенно безумной, патологической проповеди было достаточно, чтобы сильно подействовать на патологически пораженное уже население, жаждущее чего-то духовного и совершенно лишенное его, дико невежественное и психически крайне неустойчивое. Потапкин обратил в хлыстовство свой жену | — 109 — Пелагею, слабоумную с индуцированным параноическим бредом, свой сестру Евдокию Г., живущую с ним на одном дворе и Матрену Морозову. Эти три женщины имеют важное значение в диагнозе патологического характера всего супонев-ского движения». Нечего и говорить, что движение это грозило быстро распространиться на очень большое число лиц, если бы не своевременно принятые меры со стороны властей. О характере и внешних проявлениях этого движения, между прочим красноречиво говорят нижеследующия строки: «Несколько женщин, как мы видели, «приняли плоть и кровь» от Осипа Потапкина, т. е. имели с ним сношение, как религиозный акт. но еще ббльшее число, не дойдя до этого, присутствовали на радениях, принимали участие в них. Радения эти с сильными движениями, под такт пения, хлопанья в ладоши и притоптывания ногами, с целованиями, призываниями св. Духа, доводили их до страшной экзальтации, от которой оне были не в силах отказаться. Оне стремились на эти собрания, им «не сиделось дома», их «тянуло» туда, «им было тошно» без этих возбуждений орфизма. И вот, не смотря на запрещение и побои отцов, братьев, мужей, не смотря на насмешки и цинические попрёки посторонних, оне по ночам убегали к Потапкину и оставались там до рассвета. «Если бы не возвращение Василия Д., у них у всех дело дошло бы до блуда», говорила одна из выздоровевших; «как в чаду была»,—говорит другая; «точно угар былъ»,—говорит третья. «У Потапкиных да радениях женщины вставали и ходили, при этом пророчили, целовались, пели и снимали с головы при этом платок и распускали волосы». Почти все «плакали навзрыд, радовались»: многия «падали, бились», представляли и другия истерическия явления. Из принявших плоть и кровь от Потапкина женщин некоторые признают это, бблыпая же часть сознаются, что принимали участие в радениях, пророчествовали, но умалчивают о половых сношениях. Когда жена Потапкина, слабоумная с индуцированным помешательством женщина, рассказывает эротическия сцены, где оне были действующими лицами и сношения их с Осином в присутствии других «сестеръ», смо- |