— 106 тельное единодушие и фанатическое следование словам В-ва заставляло пренебрегать всех последователей В-ва всеми наказаниями и лишениями». Один из ревностных последователей Ваисова И-в, во время ареста проявил резкое сопротивление властям. «При вручении И-ву, как обвиняемому, повестки в суд, последний заявил, что ее не примет, так как в ней написано «крестьянинъ», а он не крестьянин, но духовный сын В-ва. На суде на все вопросы председателя И-в отвечал с криком: «никак меня не зовут, какой я подсудимый, не признаю ваш суд, знать никого не хочу, антихриста, проклятые, ана-фемы. Государь пусть меня судит, верховный суд, Великий Государь и Оттоманская Порта, в Иерусалиме буду судиться». Будучи отправлен на испытание в Казанскую Окружную ле-чебницу, он был выпущен, как неисправимый фанатик, раз навсегда подчинившийся известному авторитету и вне его не желающий ничего ни видеть, ни слышать». Хотя И-в признавал Ваисова, как и все его последователи, за великого дервиша-праведника и мученика и подобно ему не признавал себя «крестьяниномъ» на том же основании, как и сам Ваисов, т. е. в виду отсутствия у него креста, и также не снимал шапки в присутственных местах, расставаясь с ней только на время сна, И-в к сожалению не был признан врачами больным т. наз. индуцированным помешательством. В Судебной Палате, где экспертами были вызваны я и Я. Ботвин, бывший в то время директором лечебницы, повторились в сущности теже сцены брани но отношению к суду и крайняго раздражения при расспросах и требовании снять шапку, доходящого до степени умоисступления, сопровождавшогося резким приливом к лицу, общим дрожанием тела и безпрестанными неистовыми криками, вследствие чего И-в был выведен из залы заседания. К сожалению и здесь директором лечебницы И-в был признан душевно здоровым лицом, тогда как мной было дано мнение в пользу существования у И-ва душевного расстройства и, я думаю, к тому имелось более, чем достаточное количество фактических данных. | — 107 — Супоневская психопатическая эпидемия Орловской губернии. Сведующая психопатическая эпидемия религиозного характера случилась в с. Супоневе Орловской губернии лет 5 назад и состояла в следующемъ*): «Дело началось с чтения св. Писания, к чему присоединилось вскоре его толкование,—это и дало повод говорить о пггунде. Василий Д., инициатор религиозно-этического возбуждения, истерик с параноической окраской, проповедовал с страстностью, сильно действовавшею на слушателей. Свидетели, вызываемые в обвинительном акте, на доследовании показали, что они не могли, не имели силы, не смели противиться властному и страстному слову Василия Д., должны были принимать его толкования, должны были приходить на собрания. Их воля была аннулирована и совершенно подчинена слову учителя. В сущности это был до сего времени довольно обычный истерический порыв нравственно-религиозной экзальтации, под влиянием страстной проповеди истерика— может быть слегка параноика «среди дегенеративное истеричного населения». Влияние внушения здесь стало сказываться с обычной силой и дело пошло crescendo—тем более, что «первоначальное, чисто этическое, духовное- движение» не встретило со стороны местного духовенства никакого порицания; но не так отнеслись к нему местные административные власти, а также некоторые из лиц, доходам которых грозила проповедь воздержания от алкоголя,—тогда еще в Орловской губернии не была введена винная монополия. Начались мелкия преследования, науськивания остального, точно также крайне нервного, неустойчивого, дегенеративного населения. Василий Д. ходил с барками на юг, и предпочел перезимовать на юге; Осип Потапкии с женой поехали искать себе земли на Кавказе и встретились там с сосланными хлыстами. У обоих, мужа и жены—по их рассказу, в сущности, только у мужа, как ка- 1) См. П. Якобий. Религио8но-психическия эпидемии. «Вестник Европы». Октябрь. 1903. |