— Ill нимающих слышимое ими без всякой критики и рассуждения. В Супоневской эпидемии, как впрочем и в Мадёванщине, открывается между прочим в населении, принимающем уродливые формы нового учения без критики и соображения, ясная дегенеративная почва, сопутствуемая малокровием и истощением и даже эндемическим зобом. Но кроме особых физических условий во всех подобного рода эпидемиях должна без сомнения играть немаловажную роль и психическая почва, характеризующаяся крайним невежеством, не удовлетворенностью духовных потребностей населения, отсутствием нравственных руководящих начал и недостатком умственного развития, граничащим с патологическим слабоумием. Эта^го почва на ряду с блогоприятствующими физическими причинами и создает условия необычайной внушаемости отдельных лиц населения, воспринимающих на веру самый уродливый бред душевно-больных. Сектантския сборища и эпидемии. Вышеуказанные эпидемии без сомнения не составляют что-нибудь исключительное, не повторяющееся в другия времена и при других условиях. В этом отношении я вполне разделяю мнение проф. И. А. С и к о р с к а г о, по которому, нечто вполне аналогичное мы встречаем у некоторых сектантов, особенно хлыстов, духоборцев и скопцов. Знакомясь ближе с так называемыми радениями у хлыстов, не трудно усмотреть в них сходственные и даже в известном отношении тождественные явления с тем, что представляет проявление большой истерии на радениях малёванцев. Следя за описанием радении и плясок хлыстов, мы встречаемся здесь с тем же повышением душевного настроения, с развитием психического экстаза и судорог такого же рода, какия мы встречаем и у малёванцев *). У хлыстов мы встречаем также радения и пророчества, вполне напоминающия нам вышеописанные радения малёванцев3). Равным *) Си. Кутепов. Секта хлыстов и скопцов. Казань, 1882 г. а) Сходство увеличивается еще и тем, что иногда у хлыстов дело доходит даже до подчинения идеям и воле душевно-больных, как это было напр. в с. Погодках Сумского уезда Харьк. губ. см. Вести. Евр. Ноябрь, стр. 156 и 157. | — 112 — образом и описание радений и кружении с прорицаниями, судорожными и обморочными припадками у скопцов совершенно напоминают нам явления, наблюдавшияся у малеванцев *). Существует даже тождество в основных верованиях малёванцев и хлыстов, а именно в возможности непосредственного общения человека с Богом в форме вхождения Св. Духа в человека во время истерических конвульсий. По словам И. А. Сикорского «этого входящого духа чувствуют одинаково и хлысты, и малёванцы. По мнению тех и других, дух обозначается судорогами и трепетанием. Весьма интересно, что даже возгласы, употребляемые в экстазе м&иеванцами: «Ой дух, ой духъ!» тождественны с хлыстовскими». Очевидно, что как у малёванцев, так и у хлыстов радения и религиозные упражнения стоят в тесном соотношении с истерией, которая, как мы знаем, блогоприятствует развитию галлюцинаций, судорог и иных нервных припадков, признаваемых теми и другими за наитие Св. Духа и которая дает столь блогоприятную почву для внушения. Радения же этих сект составляют весьма блогоприятную почву для развития как путем внушения, так и путем самовнушения истерических болезненных проявлений, признаваемых божественными. Нам кажется, что в этом взаимовнушении заключается не несущественная доля той притягательной силы, какую имеют радения для малёванцев, хлыстов и скопцовъ—этих представителей сект, имеющих несомненно патологическую основу. Обыкновенно принимают, что страсть к этим радениям объясняется перспективой ожидаемого экстаза радости. Это объяснение без сомнения имеет свой реальную основу, но вряд-ли только одной перспективой ожидаемого экстаза радости, обусловливаемого, как думают некоторые, движением, может быть объяснено неудержимое влечение этих сектантов к своим радениям. По крайней мере не меньшую, если еше не большую, роль играет в этом отношении на мой взгляд, то взаимовнушение, которое на таких радениях производится отдельными членами друг на друга и которое поднимает чув- й) См. Кельсиев. Сборы. Прав. распоряжений о расколе. 1802 г., т. 3—4. |