— 109 — Пелагею, слабоумную с индуцированным параноическим бредом, свой сестру Евдокию Г., живущую с ним на одном дворе и Матрену Морозову. Эти три женщины имеют важное значение в диагнозе патологического характера всего супонев-ского движения». Нечего и говорить, что движение это грозило быстро распространиться на очень большое число лиц, если бы не своевременно принятые меры со стороны властей. О характере и внешних проявлениях этого движения, между прочим красноречиво говорят нижеследующия строки: «Несколько женщин, как мы видели, «приняли плоть и кровь» от Осипа Потапкина, т. е. имели с ним сношение, как религиозный акт. но еще ббльшее число, не дойдя до этого, присутствовали на радениях, принимали участие в них. Радения эти с сильными движениями, под такт пения, хлопанья в ладоши и притоптывания ногами, с целованиями, призываниями св. Духа, доводили их до страшной экзальтации, от которой оне были не в силах отказаться. Оне стремились на эти собрания, им «не сиделось дома», их «тянуло» туда, «им было тошно» без этих возбуждений орфизма. И вот, не смотря на запрещение и побои отцов, братьев, мужей, не смотря на насмешки и цинические попрёки посторонних, оне по ночам убегали к Потапкину и оставались там до рассвета. «Если бы не возвращение Василия Д., у них у всех дело дошло бы до блуда», говорила одна из выздоровевших; «как в чаду была»,—говорит другая; «точно угар былъ»,—говорит третья. «У Потапкиных да радениях женщины вставали и ходили, при этом пророчили, целовались, пели и снимали с головы при этом платок и распускали волосы». Почти все «плакали навзрыд, радовались»: многия «падали, бились», представляли и другия истерическия явления. Из принявших плоть и кровь от Потапкина женщин некоторые признают это, бблыпая же часть сознаются, что принимали участие в радениях, пророчествовали, но умалчивают о половых сношениях. Когда жена Потапкина, слабоумная с индуцированным помешательством женщина, рассказывает эротическия сцены, где оне были действующими лицами и сношения их с Осином в присутствии других «сестеръ», смо- | — но —тревших на это,—оне молчат, злобно взглядывая на нее или отвертываясь и видимо тяготясь воспоминанием об этом периоде их жизни. Это воспоминание сделалось для них особенно тяжелым с того времени, как Потапкин, признанный умалишенным на распорядительном заседании суда, был возвращен к себе в дом, следовательно признан действительно неответственным, как «сумасшедший», без всякого мученического венца». Что касается характеристики психического состояния второго виновника этой эпидемии Осипа Потапкина, то лучше всего она определяется содержанием его письма к директору Орловской психиатрической больницы, куда Осип Потапкин был отдан на испытание. Из этого письма здесь приведем только начало: Зоголовок: «1-ая Христос воскрес. Я пишу сам Святой Дух, это писание от самого живого Бога присланное, и вот скажется, для кого оно, это писание, является. «Это оно для тебя, главный врач и начальник всему каменному построенному дому и над теми, кто живет и кто кончины ждет. Вот посадили сюда Иисуса в сем каменном месте; и вот он тут тоже проведет сорок дней своего поста. А вот я Дух Святой теперь говорю тебе, главный врач (пропускаются повторения и бессвязные вставки частиц), чтобы ты не томил меня, Духа Святого, в этом каменном гробе... Теперь я пишу тебе Дух Святой, чтобы ты не держал тут живого Бога и Христа (это он сам). Почитай в этом святом писании, кем оно (его письмо) и чьею мудростью написано и возьми в свой голову, кто эту премудрость может сочинить и кому она должна открыться. Вот слухай меня Духа Свитого, что я тебя для твоей пользы наставлю, и что теперь нужно сделать с этим домом... (идет совершенно бессвязное рассуждение)... Вот тебе приказ от меня Духа Свитого»... В дальнейших письменных и устных заявлениях Осипа Потапкина еще больше бессвязности, в которой однако везде и всюду сквозит бред величия. Надо только удивляться, как столь явные бредовые идеи не распознаются окружающими лицами, чему объяснение может заключаться только в особой внушаемости этих лиц, воспри- |