В.М.Бехтерев. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.:1903

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 107   >>>

  

— 107 —

Супоневская психопатическая эпидемия Орловской губернии.

Сведующая психопатическая эпидемия религиозного характера случилась в с. Супоневе Орловской губернии лет 5 назад и состояла в следующемъ*):

«Дело началось с чтения св. Писания, к чему присоединилось вскоре его толкование,—это и дало повод говорить о пггунде. Василий Д., инициатор религиозно-этического возбуждения, истерик с параноической окраской, проповедовал с страстностью, сильно действовавшею на слушателей. Свидетели, вызываемые в обвинительном акте, на доследовании показали, что они не могли, не имели силы, не смели противиться властному и страстному слову Василия Д., должны были принимать его толкования, должны были приходить на собрания. Их воля была аннулирована и совершенно подчинена слову учителя. В сущности это был до сего времени довольно обычный истерический порыв нравственно-религиозной экзальтации, под влиянием страстной проповеди истерика— может быть слегка параноика «среди дегенеративное истеричного населения».

Влияние внушения здесь стало сказываться с обычной силой и дело пошло crescendo—тем более, что «первоначальное, чисто этическое, духовное- движение» не встретило со стороны местного духовенства никакого порицания; но не так отнеслись к нему местные административные власти, а также некоторые из лиц, доходам которых грозила проповедь воздержания от алкоголя,—тогда еще в Орловской губернии не была введена винная монополия. Начались мелкия преследования, науськивания остального, точно также крайне нервного, неустойчивого, дегенеративного населения. Василий Д. ходил с барками на юг, и предпочел перезимовать на юге; Осип Потапкии с женой поехали искать себе земли на Кавказе и встретились там с сосланными хлыстами. У обоих, мужа и жены—по их рассказу, в сущности, только у мужа, как ка-

1) См. П. Якобий. Религио8но-психическия эпидемии. «Вестник Европы». Октябрь. 1903.

— 108 —

жется,—было видение символического характера, за которым последовали пророческие сны, и Потапкин узнал, что ему дан дар понимания св. Писания. Не устроившись на Кавказе, да и неспособный, вследствие своего психического заболевания, он вернулся в Супонево, но уже получив наставления чисто хлыстовского характера. Прежде он совершенно принимал учение Василия Д. и подчинялся безпрекословно его проповеди. Теперь он порвал с ним, стал сам читать и толковать другим св. Писание (он полуграмотный), но—читать нечто такое, чего в св. Писании нет; он стал проповедовать призвание св. Духа и заманчивую подкупающую доктрину автоматизма: человек может призвать в себя св. Дух, который входит в него и управляет им, как машиной, уничтожая всякую волю; вследствие этого человек перестает быть ответственным за свои поступки, да и поступки его, даже самые постыдные или порочные, с точки зрения мирской нравственности,—святы и безпорочны, как совершаемые св. Духом. Затем идет обычная проповедь чистоты и непорочности, вследствие которой супружеския отношения являются «мерзостью» и блудом; но люди, познавшие высшую истину, связываются новыми, духовными узами братства, любви, и любовь связывает братьев и сестер, которые в силу этой любви уже могут и должны совершать половой акт. Этот акт полового общения («Христова любовь») приобщает членов к новой истине, и потому он есть символический обряд, обязательный... Одним словом, рядом символических звеньев цепь приводит к безпорядочным и безразборным половым актам, к «свальному греху».

Не должно однако думать, чтобы у Потапкина эта доктрина сложилась в стройное целое, в систему; у него она излагается в нелепых утверждениях параноика, уже перешедшого в слабоумие; это—бессвязный параноический бред, пересыпанный религиозными текстами и мистическими формулами. Но и этой, совершенно безумной, патологической проповеди было достаточно, чтобы сильно подействовать на патологически пораженное уже население, жаждущее чего-то духовного и совершенно лишенное его, дико невежественное и психически крайне неустойчивое. Потапкин обратил в хлыстовство свой жену