— 97 — цев занимали галлюцинации общого чувства, напр. чувство легкости, воздушности своего тела, или его безтелесности, чувство как бы отделения от земли и поднятия на воздух. У некоторых малеванцев случались галлюцинации слуха и зрения (слышание повелений Бога, шепот Св. Духа, видение отверстого неба и его небожителей, появление звезд разнообразных цветов, необыкновенной величины и ярких или необычное озарение и прыгание звезд и т. п.). У большей части малеванцев галлюцинации являлись эпизодически, одинъ—два раза и затем исчезали, а у некоторых галлюцинации возобновлялись от времени до времфни; у немногих наконец галлюцинации оставались в виде постоянного симптома». Наблюдаемые у малеванцев «судорожные движения проявляются в трех видах. Наименее частый вид судорог, это— крик, хохот, всхлипывание, судорожные слезы, икота, отрыжка и иные судорожные формы, свойственные малой истерии. Но самой частой формой судорог являются также свойственные большой истерии разнообразные ритмическия и подражательные движения, соответствующия различным профессиональным и привычным движениям и жестам, большею частью однообразным у одного и того же лица. Хотя истерическия судороги весьма различны по своему внешнему виду, но наиболее часто наблюдается следующая общая картина: Среди общого шума, крика и безпорядка одни падают, как сраженные молнией, другие восторженно или жалобно кричат, плачут, прыгают, хлопают в ладоши, бьют себя по лицу, дергают себя за волосы, стучат в грудь, топают ногами, пляшут, издают всевозможные звуки и возгласы, отвечающие разнообразным эмоциональным состояниям радости, счастью, отчаянию, страху, ужасу, удивлению, мольбе, выражению физической боли, обнюхиванию, смакованию и т. д., то наконец подражают собачьему лаю, конскому ржанью и другим диким звукамъ». «Судорожные движения нередко длятся до изнеможения субъекта». Не трудно видеть, что как настроение духа, так и ряд бредовых идей, а также обманы чувств и наконец судорожные | — 98 проявления в общем носят такое сходство, как между собой, так и с явлениями, обнаруживаемыми распространителем секты, Малёванным, что не подлежит сомнению, что мы имеем здесь дело с явлением прививным, т. е. обусловленным преимущественно внушением и самовнушением. Проф. И. А.. Сикорский, бывший на самых радениях или молитвенных собраниях малеванцев, сам высказывается в том смысле, что вероятно у некоторых субъектов, особенно среди общих молитвенных собраний, обонятельные галлюцинации возникают путем внушений. Но, прибавляет он, «несомненно, что у весьма многих малеванцев галлюцинации совершенно самостоятельны и непосредственны и обусловливаются лишь состоянием организма и нервных центров, а не внешними воздействиями». С этим последним объяснением однако вряд-ли можно согласиться безусловно. Не подлежит сомнению, что состояние организма и нервных центров составляет блогоприятную почву для развития психопатических явлений, но характер последних, т. е. настроения, бредовых идей и галлюцинаций, в данном случае представляет, в такой степени стереотипное сходство даже в мелочах, что признать их самостонтельными, а не обусловленными по крайней мере в значительной мере взаимовлиянием или самовнушением представляется невозможным. Равным образом и проявление судорог носит несомненные признаки зависимости их от взаимовнушения и самовнушения, как видно из самого развития их на молитвенных собраниях. По заявлению проф. И. А. Сикорского «сами малеванцы придают значение судорожным проявлениям, считая их несомненным действием Божественного начала в человеке. Находясь на молитвенных собраниях, они ждут наступления судорог у кого-либо из присутствующих, радуются виду судорог, оживляются и восторгаются картиной судорог и при первом появлении судорог во всем собрании начинается общий подъем возбуждения и ликования. Обыкновенно судороги появляются у малеванцев, когда они становятся на молитву, реже при других условиях. Но особенно часты и сильны бывают судороги в собраниях; |