— 98 проявления в общем носят такое сходство, как между собой, так и с явлениями, обнаруживаемыми распространителем секты, Малёванным, что не подлежит сомнению, что мы имеем здесь дело с явлением прививным, т. е. обусловленным преимущественно внушением и самовнушением. Проф. И. А.. Сикорский, бывший на самых радениях или молитвенных собраниях малеванцев, сам высказывается в том смысле, что вероятно у некоторых субъектов, особенно среди общих молитвенных собраний, обонятельные галлюцинации возникают путем внушений. Но, прибавляет он, «несомненно, что у весьма многих малеванцев галлюцинации совершенно самостоятельны и непосредственны и обусловливаются лишь состоянием организма и нервных центров, а не внешними воздействиями». С этим последним объяснением однако вряд-ли можно согласиться безусловно. Не подлежит сомнению, что состояние организма и нервных центров составляет блогоприятную почву для развития психопатических явлений, но характер последних, т. е. настроения, бредовых идей и галлюцинаций, в данном случае представляет, в такой степени стереотипное сходство даже в мелочах, что признать их самостонтельными, а не обусловленными по крайней мере в значительной мере взаимовлиянием или самовнушением представляется невозможным. Равным образом и проявление судорог носит несомненные признаки зависимости их от взаимовнушения и самовнушения, как видно из самого развития их на молитвенных собраниях. По заявлению проф. И. А. Сикорского «сами малеванцы придают значение судорожным проявлениям, считая их несомненным действием Божественного начала в человеке. Находясь на молитвенных собраниях, они ждут наступления судорог у кого-либо из присутствующих, радуются виду судорог, оживляются и восторгаются картиной судорог и при первом появлении судорог во всем собрании начинается общий подъем возбуждения и ликования. Обыкновенно судороги появляются у малеванцев, когда они становятся на молитву, реже при других условиях. Но особенно часты и сильны бывают судороги в собраниях; | — 99 — всего-же резче они проявляются в общих молитвенных собранияхъ», когда условия для взаимного внушения становятся наиболее блогоприятными. О значении самовнушения и внушения в развитии судорог свидетельствует между прочим и тот факт, что, несмотря на заразительность истерических припадков для взрослых, особенно мужчин, на детях они отражаются весьма мало, в особенности в возрасте от 3 до 8 лет. Это обстоятельство легко уяснить себе, если принять в соображение, что дети в вышеуказанном возрасте не могут проникнуться тем же религиозным возбуждением, как и взрослые, и само собой разумеется не могут также усвоить себе идею, что судороги являются свидетельством сошествия Св. Духа на человека. Равным образом, следя за развитием отдельных случаев помешательства во время этой психопатической эпидемии, не трудно убедиться, что, блогодаря необычайной психической восприимчивости и здесь большое значение имеет, как внушение, так и самовнушение. Прежде всего, читая описание этих случаев, не трудно убедиться в большом сходстве психопатических явлений, особенно бредовых идей и обманов чувств, наблюдаемых у различных лиц, с теми явлениями, с которыми мы познакомились у душевно-больного Кондрата Мадёван-ного. С малыми различиями здесь дело идет также о повышенном настроении духа, об ощущении радости в сердце, о превращении своей личности в святого или пророка, о слышании приятных неземных запахов, об отделении тела от земли, о тех или других видениях на небе, о слышании небесного голоса, о просветлении ума и об уразумении евангельских и библейских истин, о призвании к покаянию, о повелении про-поведывать и пр. и пр. Блогодаря восприимчивости такого рода психических натур, не трудно проследить я в отдельных случаях, какую огромную роль играет внушение или самовнушение в развитии их болезненных проявлений. Вот например образчик внушающей силы галлюцинаций, которым был подвержен один из малеванцев, крестьянин Ефим К. В течение около 5 лет, подвергаясь волнениям и колебаниям по вопросу о переходе в штундизм, из которого затем в апреле 1892 года он перешел в малеванство, в |