В.М.Бехтерев. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.:1903

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 94   >>>

  

— 94 —

Таким образом здесь, как и в других подобных случаях, обманы чувств обязаны своим происхождением в значительной мере самовнушению и нужно иметь в виду, что этот род происхождения обманов чувств в той форме болезни, которой страдает Малёванный, представляется далеко не редким, на что однако до сих пор недостаточно обращалось внимания.

Появление такого рода обманов чувств в свой очередь действует на сознание, подобно внушению, и укрепляя бред, вызывает побуждения, которым больной вполне подчиняется.

Таким образом явление, в известной мере обусловленное самовнушением, само действует подобно внушению. Но таков уже закон взаимодействия явлений в нашем организме, блогодаря которому развивается столь губительно действующий circulus vitiosus.

Как бы мы вообще ни смотрели на основной характер болезни Малёванного, нельзя не признать, что в отдельных ея проявлениях играло известную роль самовнушение и между прочим наклонность к проповеднической деятельности обязана внушающему влиянию обманом чувств, которым он был подвержен.

Эпидемия малевашцины.

Для всякого непосвященного наблюдателя может конечно показаться странным, что заведомо душевно-больной, каким является Малёванный, мог найти себе поклонников, хотя бы и из простого народа.

Как бы ни был неразвит простой народ, но он чуток к основным религиозным догматам и логическим путем всегда с негодованием отвергнет мысль, что какой то безграмотный мещанин является Христом, Богом-Отцем, Духом Святым, а евангельский Христос есть только миф.

Но внушение делает другое, укрепляя в окружающих Малёванного лицах, склонных к религиозным возбуждениям, те самые мысли, которые проповедует Малёванный как по отношению к самому себе, так и по отношению к окружающим. В результате развивается психопатическая эпидемия,

— 95 —

принявшая грозные размеры и потребовавшая вмешательства властей.

По описанию проф. И. А. Сикорского эта эпидемия проявилась в ненормальном настроении духа, выражавшемся необычайным блогодушием, нередко переходившем в экзальтированное радостное состояние, не обусловленное какими либо внешними мотивами, вообще жизнерадостным настроением и особенной чувствительностью.

Точнее выражаясь, малеванцы чувствовали себя, как беззаботные дети, находящияся в радостном или праздничном настроении духа.

Их идеи, а равно и поступки и действия вполне соответствуют их жизнерадостному настроению. Считая Малёванного за Спасителя и веря его проповеди, они живут в ожидании кончины мира, которую признают блогоприятной переменой своего существования. Человек тогда не будет умирать, не будет ни заботиться, ни трудиться, так как все за него будет устроено Богом.

Они признают себя избранниками в виду того, что они первые приняли новую веру и поэтому получать лучшую часть в будущем; тогда как все те, кто не хотел уверовать, будут осуждены на Страшном Суде.

В силу этих ожиданий Страшного Суда, они отказываются от труда и заботы, предоставляя и то, и другое неверующим; они продали или раздарили свое имущество, дабы не иметь в этом отношении никаких забот.

Свои поля они оставили не обсемененными под влиянием той же идеи предстоящого Страшного Суда. Дело дошло до того, что многие даже продали молочный скот и стали покупать молоко для своих детей у православных.

На вопрос о причине безделья со стороны малеванпев можно было получить иногда следующий характерный ответ:

«Если в мое сердце Отец или Дух (т. е. Отец Небесный или Дух Святой) вложит желание, я исполню вто желание».

Точно также в объяснение своих нелепых или бессмысленных поступков нередко можно было слышать не менее характерное заявление: