В.М.Бехтерев. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.:1903

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 92   >>>

  

— 92 —

ведении, куда был доставлен 31-го марта 1892 г. за лжеучение так называемой секты Малёванцев.

Вследствие его учения, его последователи оставили все свои полевые работы, распродавали имущества, проводили время только в еде и молитве и ожидали скорой кончины мира.

Одна женщина в припадке фанатизма задушила свой шестилетнюю дочь. Последователей Малёванного было более тысячи и они считали Кондрата за Христа.

В скорбном листе Киевской лечебницы отмечено, что проповедовать он начал после внушения этой мысли свыше, когда он почувствовал в себе присутствие какой то особой силы.

Вскоре после наития, на нем проявилось знамение его божественного избрания, выразившееся по его словам в том, что он незримой силой был поднят от земли вершков на 5, что будто бы видели и окружающие.

Во время самого знамения и два дня спустя—он испытывал особенное радостное ощущение в своем сердце, в последующие же дни появилась тоска. После этого знамения число его последователей заметно увеличилось.

Нужно заметить, что изложенный выше бред представляет собой несколько скомбинированный результат многократных бесед с Малёванным, так как речь его часто не имеет строгой логической связи и он не в состоянии в течение продолжительного времени поддерживать один связный разговор.

В приведенных выдержках из истории болезни Малёванного яркими красками обрисовывается его религиозный бред, который с течением времени под влиянием тех или других окружающих условий, понимаемых Малёванным, как знамение свыше, еще более укрепился и развился в разных направлениях, сохранив однако все свои основные черты.

Мы не будем касаться здесь вопроса о происхождении и развитии бреда и галлюцинаций у Малёванного, страдавшого тем видом первичного сумасшествия или паранои, который носит название религиозного сумасшествия (mania religiosa), так как вопрос этот может интересовать более всего специалистов, но отметим здесь приведенное выше указание, что «пропове-дывать начал Малёванный после внушения этой мысли свы-

— 9В —

ше, когда он почувствовал в себе присутствие какой-то особенной силы».

Очевидно, что мы имеем здесь дело с внушающим влиянием обманов чувств, которое наблюдается и в других случаях и на которое я обратил внимание в одной из своих работ *).

Нельзя сомневаться в том, что обманы чувств, возникая из бессознательной сферы, нередко действуют на психическую сферу, подобно всякому постороннему внушению, и вызывают влечения и побуждения, против которых человек не в состоянии бороться, как и против действительных внушений.

Очевидно, что в этом отношении и галлюцинации Малёванного, действуя на его психическую сферу подобно внушению и подчиняя его сознание, привели его к тому проповедничеству, последствия которого мы знаем.

Если-бы мы ближе вошли в развитие бреда Малёванного, то мы заметили-бы, что эти галлюцинации в свой очередь до известной степени обязаны самовнушению.

Будучи субъектом, предрасположенным уже с ранняго возраста, он ослабил свой нервную систему злоупотреблением спиртными напитками, после чего перешедши в штун-дизм, начал усиленно предаваться молитве и религиозным упражнениям, при чем здесь во время молитвы и религиозного экстаза начали у него впервые появляться обманы чувств в виде запахов, несравнимых ни с какими ароматами на земле.

Таким образом долго работавшая в религиозном направлении мысль, во время подъема душевной деятельности, обусловленного религиозным экстазом, вылилась в форме, соответствующей религиозному чувству галлюцинации, которая таким образом является обязанной самовнушению, обусловленному господством в сознании религиозных идей. Последующия затем галлюцинации об отделении тела от земли, очевидно также обязаны в значительной мере самовнушению, поддерживаемому чувством особой легкости тела, сопровождающем религиозный экстаз и умиление.

*) См. В. Бехтерев. О внушающем влиянии слуховых обманов чувств. Обозрение психиатрии № 11,1896. Centr. f. Nervenheilkunde, 1897.