В.М.Бехтерев. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.:1903

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 93   >>>

  

— 9В —

ше, когда он почувствовал в себе присутствие какой-то особенной силы».

Очевидно, что мы имеем здесь дело с внушающим влиянием обманов чувств, которое наблюдается и в других случаях и на которое я обратил внимание в одной из своих работ *).

Нельзя сомневаться в том, что обманы чувств, возникая из бессознательной сферы, нередко действуют на психическую сферу, подобно всякому постороннему внушению, и вызывают влечения и побуждения, против которых человек не в состоянии бороться, как и против действительных внушений.

Очевидно, что в этом отношении и галлюцинации Малёванного, действуя на его психическую сферу подобно внушению и подчиняя его сознание, привели его к тому проповедничеству, последствия которого мы знаем.

Если-бы мы ближе вошли в развитие бреда Малёванного, то мы заметили-бы, что эти галлюцинации в свой очередь до известной степени обязаны самовнушению.

Будучи субъектом, предрасположенным уже с ранняго возраста, он ослабил свой нервную систему злоупотреблением спиртными напитками, после чего перешедши в штун-дизм, начал усиленно предаваться молитве и религиозным упражнениям, при чем здесь во время молитвы и религиозного экстаза начали у него впервые появляться обманы чувств в виде запахов, несравнимых ни с какими ароматами на земле.

Таким образом долго работавшая в религиозном направлении мысль, во время подъема душевной деятельности, обусловленного религиозным экстазом, вылилась в форме, соответствующей религиозному чувству галлюцинации, которая таким образом является обязанной самовнушению, обусловленному господством в сознании религиозных идей. Последующия затем галлюцинации об отделении тела от земли, очевидно также обязаны в значительной мере самовнушению, поддерживаемому чувством особой легкости тела, сопровождающем религиозный экстаз и умиление.

*) См. В. Бехтерев. О внушающем влиянии слуховых обманов чувств. Обозрение психиатрии № 11,1896. Centr. f. Nervenheilkunde, 1897.

— 94 —

Таким образом здесь, как и в других подобных случаях, обманы чувств обязаны своим происхождением в значительной мере самовнушению и нужно иметь в виду, что этот род происхождения обманов чувств в той форме болезни, которой страдает Малёванный, представляется далеко не редким, на что однако до сих пор недостаточно обращалось внимания.

Появление такого рода обманов чувств в свой очередь действует на сознание, подобно внушению, и укрепляя бред, вызывает побуждения, которым больной вполне подчиняется.

Таким образом явление, в известной мере обусловленное самовнушением, само действует подобно внушению. Но таков уже закон взаимодействия явлений в нашем организме, блогодаря которому развивается столь губительно действующий circulus vitiosus.

Как бы мы вообще ни смотрели на основной характер болезни Малёванного, нельзя не признать, что в отдельных ея проявлениях играло известную роль самовнушение и между прочим наклонность к проповеднической деятельности обязана внушающему влиянию обманом чувств, которым он был подвержен.

Эпидемия малевашцины.

Для всякого непосвященного наблюдателя может конечно показаться странным, что заведомо душевно-больной, каким является Малёванный, мог найти себе поклонников, хотя бы и из простого народа.

Как бы ни был неразвит простой народ, но он чуток к основным религиозным догматам и логическим путем всегда с негодованием отвергнет мысль, что какой то безграмотный мещанин является Христом, Богом-Отцем, Духом Святым, а евангельский Христос есть только миф.

Но внушение делает другое, укрепляя в окружающих Малёванного лицах, склонных к религиозным возбуждениям, те самые мысли, которые проповедует Малёванный как по отношению к самому себе, так и по отношению к окружающим. В результате развивается психопатическая эпидемия,