В.М.Бехтерев. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.:1903

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 89   >>>

  

— 89 —

духе, оне касались даже туч, воздух при этом был темно-красного цвета. Вначале была полная тишина, потом послышался голос: «готовься к смерти!» при этих словах его рубашка моментально была с него снята воздухом. Потом снова голос: «приготовь и семью твой,—пусть наденут белые рубашки, хотя и тяжело мне, но я погублю весь мир, а тебя, с твоим семейством восхищу в неприступный свет, и ты будешь жить, как свет солнца, луны и звездъ».

Это говорил какой-то дух, который то входил, то исходил из его тела.

При этом духи моря, молнии, громов, ветра и др. говорили ему, Малёванному, что им приказано не спасать живущих на земле людей, а губить.

Когда он услышал эти слова, у него явилось сильное сожаление, и он в течение 40 дней и ночей постился и молился и вот, вследствие этой молитвы, сначала выхлопотал спасение только своим последователям, а в 40-й день спасение и всей России.

Надо заметить, что какую бы тему не взять для разговора, Малёванный непременно постарается перевести ее на духовное содержание, и тогда, переходя от одного вопроса к другому, готов беседовать по целым часам.

Будучи спрошен например об окружающих больных, он ответил, что смотрит на них, как на отступников Во-жиих; по его рассуждению в каждом человеке должна присутствовать искра Божия, и вот, от некоторых людей эта искра Отступилась, вследствие их греховности, от других, вследствие греховности их родителей. Такие люди без этой искры не могут рассуждать по закону и вследствие этого размещаются по сумасшедшим домам, тюрьмам и острогам. Это «клятвопреступники, одержимые бесомъ». Когда его спросили, зачем же он помещается здесь, Малёванный с улыбкой ответил, что он помещается совсем по другому поводу, во-первых потому, что он должен испытать все муки и гонения, а во-вторых, так сказано в пророчествах, что он должен помещаться в Казанской лечебнице.

Это он выводит следующим образом: «были пророчества и предсказания, в этом то последнем слове и есть уже

— 90 —

намек на его помещение в Казанской лечебнице: предсказание, сказание, казание, Казань.

Когда зашел разговор о других физических заболеваниях, то Малёванный объяснил их следующим образом: «Когда человек живет в грехе, он редко страдает телесно, но вот у него начинается внутренняя борьба, наступает раскаяние в грехах, он колеблется, ему хочется жить духовно, но его преодолевает телесная немощь, вследствие фтой борьбы он теряет сон, аппетит, его здоровье, вследствие этого, расстраивается, кровь волнуется, появляется воспаление костей и крови, а вследствие всего этого уже какое-нибудь физическое заболевание—тиф, горячки, лихорадки, нарывы и т. и. Видя припадок эпилепсии, Малёванный заявляет, что душа этого человека, почувствовав близость его, т. е. Малёванного, желает избавиться от своей темницы, т. е. грешного тела, это она трепещет и радуется, желая снова обращаться в звезду той или другой ясности».

Нужно заметить, что звезды более ясные по Малёванному суть души более добродетельных людей, менее ясныя—менее добродетельных.

Появление холеры, Малёванный объясняет наказанием Бо-жиим, она поражает только клятвопреступников и вообще людей грешных, она будет продолжаться до тех пор, пока онъ—Христосъ—не погубит ее. На вопрос, скоро ли это случится, уверенно отвечает, что скоро.

Холере дана власть царствовать на земле, пока Христос не прославится в славе Божией. Он скоро будет исцелять не только холерных, но и одержимых всеми другими заболеваниями, хромых, слепых и увечных.

Говорит, что откровений у него и в настоящее время имеется много, но заявлять он может только о прошедших, о настоящих же и будущих ему пока еще запрещено говорить. Беседуя с врачем, он полагает, что это дух врача желает обновиться его божественным словом и желает, как всякий беседующий с ним, избавиться на страшном суде от мук.

У Малёванного имеется много и других бредовых идей; напр. о переселении душ; о том, почему все государства на-