В.М.Бехтерев. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.:1903

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 75   >>>

  

— 75 —

жившие с чужими женами, и жены, жившия с чужими мужьями, произвели странное смятение Детей покинули их естественные покровители.

Из этого вышло худшее. Мужчины и женщины открыли, что они сделали ошибки в своих духовных союзах и прожив несколько времени вместе, они разделялись, чтобы сделать новый выбор. Потом в сравнительно короткие периоды они сделали еще новые выборы и доктрина духовного союза таким образом неизбежно исчезла в большом безпутстве».

Далее в 1840 г. развилась т. наз. Миллеровская эпидемия, основанная на предсказании, сделанном Уилльямом Милле-ром о времени, когда «Господь явится на небесахъ» и когда наступит вместе с тем конец всему 1). Нашлись, конечно, как всегда, приверженцы и началась проповедь, которая быстро распространила учение. Заблудшие оставили свои занятия, побросали имущества, оставили свои семьи и сами собирались на молитвенные митинги в ожидании «великого дня».

«С приближением времени, великого denouement, митинги усилились: их моления были слышны далеко кругом; число прозелитов увеличивалось, крещение совершали не окропле-нием, а погружением, которое часто своей продолжительностью лишало жизни. Был получен дар языков; белоснежные платья для вознесения были готовы; собственность роздана и утром «великого дня» с приготовленными сердцами в безукоризненно белых одеждах они вышли встречать «Жениха». Некоторые, не довольствуясь встречей Его на земле влезали на деревья, чтобы первым приветствовать его приближение.

День, предсказанный в первый раз, прошел спокойно.... Велико было разочарование последователей учения Миллера: целые недели и месяцы их жизни были потеряны, дела порваны, собственность пропала. Но как бы для того, чтобы еще сильнее показать могущество религиозного фанатизма над умами, они еще упорнее укрепились в заблуждении, опять «исследовали писания» и счастливо нашли свой ошибку. Нужно было

*) Esquirol. Maladies mentales.

— 76 —

в своих вычислениях основываться на известном дне и часе иудейского 1844 г., а не на соответственном годе нашего календаря. Радостные вести разлетелись по царству Мил-леризма и последователи его стали ревностнее и пламеннее прежняго». В заключение следует упомянуть, что эпидемия не улеглась и по прошествии второго срока, оказавшогося такой-же химерой, как и первый.

Известны также большия религиозные эпидемии среди евреев, основанные на предсказании о вторичном пришествии Мессии.

Наиболее значительной из таких мессианских эпидемий является Саббатайская эпидемия. «В 1666 году в Рот Га-шана (иудейский новый год) один еврей по имени Саббатаи Зеви, всенародно объявил себя долгожданным мессией. Евреи возликовали от этой радостной вести и в пылу веры в безумии религиозного опьянения пламенно восклицали: «Да здравствует царь иудейский, наш мессия»! Маниакальный экстаз овладел их умами; мужчины, женщины, дети стали истеричными. Дельцы бросали свои предприятия, работники—свои ремесла для того, чтобы отдаться молитве и покаянию. Днем и ночью в синогогах раздавались вздохи, крики, рыдания. До такой силы дошла религиозная мания, что все раввины, противившиеся ей, должны были спасать бегством свой жизнь. Среди персидских евреев возбуждение дошло до того, что все иудеи-землепашцы прекратили свои работы в полях. Даже христиане смотрели на Саббатаи со страхом, потому что подобное явление предсказано на апокалипсический год. Молва о Саббатаи разошлась по всему свету. В Польше, в Германии, в Голландии и в Англии самые серьезные евреи забывали на бирже свои дела для того, чтобы толковать об этом удивительном событии. Амстердамские иудеи посылали в Левант запросы своим торговым агентам и получали краткий выразительный ответ: «Это никто иной, как онъ»!

Везде, куда приходили послания мессии, иудеи устанавливали посты по кабалистическим наставлениям пророка Батана, а потом предавались большим неистовствам. Еврейския общины Амстердама и Гамбурга отличались нелепостью религиозных сумасбродства В Амстердаме евреи ходили по улицам с