— 73 — «Общий митинг в Jndian Creek, Harrison Cannty, продолжался около 5 дней. Сначала было спокойно. Но внушение не замедлило прийти и на этот раз оно было дано ребенком. 14-летний мальчик взобрался на обрубок и начал жестоко безумствовать, он скоро привлек к себе главную массу народа. Побежденный могучими эмоциями, маленький мальчик поднял руки и, роняя платок, смоченный слезами и потом, воскликнул: «Так, о грешник, ты полетишь в ад, если не отступишь от своих грехов и не вернешься к Господу!» В этот момент некоторые упали на землю, «подобно пораженным в битве, и дело пошло дальше так, что язык человеческий не в состоянии описать». Тысячи людей извивались, корчились и метались в припадках религиозного исступления. Так сильна была зараза «возрождения», что даже индифферентные зрители, насмешники и скептики, поражались ею и присоединялись к неистовствам безумных религиозных мальчиков и впадали в сильные конвульсии религиозной истерии» >). По словам проф. D. W. J а n d еГя 2): «Во многих местах религиозная мания принимала форму смеха, пляски и лая или превращения в собаку. Целые собрания бились в судорогах с истерическим смехом во время богослужения. В диком бреду религиозного исступления люди принимались плясать и наконец лаять по собачьи. Они принимали собачьи позы, ходя на четвереньках, рыча, щелкая зубами и лая с такой точностью подражания, что обманули бы того, кто не глядел на них. И терпевшие такую позорную метаморфозу не всегда принадлежали к простонародью; напротив того лица высшого положения в обществе, мужчины и женщины культивирован-ного ума и приличных манер были через сочувствие доводимъ! до этого унизительного состояния». Подобные-же эпидемии возрождения случались в Америке неоднократно. Прекрасное описание большой эпидемии возрождения, приведшей к половым союзам, мы находим у Albert’a S. Rhodes’a 3). !) Б. Сидис, Психология внушения, стр. 347—349. *) Prof. D. W. J an del, Epidemic convulsions. Brain October. 1881. *) Albert S. Rhodes. Applitous Journal. Dec. II. 1875. Приведено у Б. Сидиса. | — 74 — «Что обыкновенно называют «Великим Американским возрождениемъ», говорит этот автор, «началось одновременно в New-Hoven^ и New-York^ в 1832 г. и невидимому не было делом отдельного лица или лиц, но явилось в полном смысле народным движением. Оно носилось в атмосфере, было в умах людей. Эпидемия разросталась и свирепствовала подобно пожару в одной части страны, известной у старожилов под именем «сожженного округа». Особенно же резко она выразилась по берегу озера Ontario и в областях Madison и Oneida. Характерные признаки сопровождали эту духовную бурю. Бальные залы обращались в места молитв, театры в церкви... Логически рассуждавшим священникам говорили, что они держат губку с уксусом у засохших губ грешников, вместо того, чтобы вести их к источнику жизни, из которого они могли бы пить вдоволь. С ними поступали, как обыкновенно, при этих движениях,—отстраняли, чтобы дать место новым толкователям и пророкам, крикунам и невеждам, полным веры, которые днем и ночью проповедывалй о грядущем гневе и золотых улицах нового Иерусалима. Из этой религиозной мании выросло яблоко Содома; последователи его скоро стали неспособны ко греху... «И когда человек начнет сознавать, что его душа спасена», провозгласил один из духовных вождей, «первое, что он предпринимаетъ—это найти свой рай и свой Еву». Вожди не могли найти ни рая в своих собственных домах, ни Ев в своих женах и искали своих «близкихъ» на стороне»...... В конце концов «старые связи были порваны, Царство небесное было под рукой. Старые правила больше не связывали; старые обязанности были устранены. Мужчины и женщины выбирали себе небесных сотоварищей, не взирая на супружеския связи. Сначала такие союзы должны были быть чисто духовного характера, но конечно в конце приняли характер половой связи. В непродолжительном времени духовное единение была найдено неполным и приняло обычный характер отношений, которые существуют между мужчиной и женщиной, живущими в близком соприкосновении друг с другом. Мужчины, |