В.М.Бехтерев. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.:1903

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 72   >>>

  

— 72 —

neberg'a l) Seeligm tiller’a и др. У нас в России также было описано несколько психопатических эпидемий религиозного характера, на которых мы остановимся ниже. Вообще психопатическия и истерическия эпидемии до сих пор еще происходят в населении, а также в монастырях и школах и особенно в закрытых учебных заведениях. Недалее, как в 1878—79 году в Итальянском местечке Верценьис недалеко от Удины разыгралась эпидемия бесоодержимости, приведшая к возбуждению населения, успокоение которого потребовало применения даже военной силы.

Из религиозных эпидемий между прочим достойны внимания американския религиозные движения, известные под именем возрождения. Заимствуем описание этих эпидемий из книги Б. Сидиса:

«В 1800 г. волна религиозной мании прошла по стране и достигла высшей степени в знаменитых Кентукских возрожде-ниях. Первый митинг под открытым небом происходил в Cobin Creek. Он начался 22 мая и продолжался четыре дня и 3 ночи. Крики, песни, молитвы, возгласы, припадки конвульсий превратили это место в пандемониум. Старавшияся уйти или принуждены были вернуться, как бы влекомые какой-то таинственной силой или падали в судорогах на дороге. Язва распространялась, свирепствуя с неутихающей яростью. Семьи приезжали из дальних местностей, чтобы присутствовать на митингах. Обыкновенно полевые митинги продолжались 4 дня, от пятницы до утра вторника, а иногда они тянулись целую неделю. Один быстро следовал за другим. Народ оживлял леса и дороги, ведущия к местам сборищ. «Кабатчикъ», пишет д-ръDavidson 2), «бросал свой работу, старик хватался за костыль, юноша забывал свои развлечения, плуг был оставлен в борозде; зверь наслаждался отдыхом в горах; все дела остановились; смелые охотники и солидные матросы, молодые люди, девушки и малые дети стекались к общему центру притяжения». На одном из этих митингов присутствовало 20 тысяч народу.

*) Е. Henneberg. Beitrag z. forens. Psychiatrie. Charite-Aunalen. XXVI Jahrg.

*) Davidsou. History of the preshyterian church in Kentucky.

— 73 —

«Общий митинг в Jndian Creek, Harrison Cannty, продолжался около 5 дней. Сначала было спокойно. Но внушение не замедлило прийти и на этот раз оно было дано ребенком. 14-летний мальчик взобрался на обрубок и начал жестоко безумствовать, он скоро привлек к себе главную массу народа. Побежденный могучими эмоциями, маленький мальчик поднял руки и, роняя платок, смоченный слезами и потом, воскликнул: «Так, о грешник, ты полетишь в ад, если не отступишь от своих грехов и не вернешься к Господу!» В этот момент некоторые упали на землю, «подобно пораженным в битве, и дело пошло дальше так, что язык человеческий не в состоянии описать». Тысячи людей извивались, корчились и метались в припадках религиозного исступления. Так сильна была зараза «возрождения», что даже индифферентные зрители, насмешники и скептики, поражались ею и присоединялись к неистовствам безумных религиозных мальчиков и впадали в сильные конвульсии религиозной истерии» >).

По словам проф. D. W. J а n d еГя 2): «Во многих местах религиозная мания принимала форму смеха, пляски и лая или превращения в собаку. Целые собрания бились в судорогах с истерическим смехом во время богослужения. В диком бреду религиозного исступления люди принимались плясать и наконец лаять по собачьи. Они принимали собачьи позы, ходя на четвереньках, рыча, щелкая зубами и лая с такой точностью подражания, что обманули бы того, кто не глядел на них. И терпевшие такую позорную метаморфозу не всегда принадлежали к простонародью; напротив того лица высшого положения в обществе, мужчины и женщины культивирован-ного ума и приличных манер были через сочувствие доводимъ! до этого унизительного состояния».

Подобные-же эпидемии возрождения случались в Америке неоднократно. Прекрасное описание большой эпидемии возрождения, приведшей к половым союзам, мы находим у Albert’a S. Rhodes’a 3).

!) Б. Сидис, Психология внушения, стр. 347—349.

*) Prof. D. W. J an del, Epidemic convulsions. Brain October. 1881.

*) Albert S. Rhodes. Applitous Journal. Dec. II. 1875. Приведено у Б. Сидиса.