— 70 — которая по наблюдениям автора появляется у кликуш, и то обстоятельство, что у многих из них наблюдаются довольно глубокия степени гипноза, напоминающия по крайней мере отчасти, те истерическия формы гипноза, которые демонстрировал покойный профессор Charcot в Парижском Сальпетриере. Только что указанный факт без сомнения достоин большого внимания и при том не только с точки зрения происхождения болезненного состояния, о котором идет речь, но и с точки зрения лечебного значения гипнотического внушения при порче и кликушестве. Сам народ инстинктивно ищет исцеления от своего недуга, приобретенного, как было выяснено, путем внушения, не столько в лекарственной медицине, сколько в молитвословиях и в отчитываний в монастырях и в других религиозных обрядах и церемониях или же идет к знахарям или т. наз. колдунам, где также лечится ноговорами. Очевидно, что внушение, систематически проведенное при условии разобщения кликуш друг от друга и обособлении их от здоровых или освободившихся от припадков, с целью устранения от взаимовнушения и влияния одних на других, является одним из важнейших лечебных мероприятий, к которым отныне следует прибегать в каждом случае эпидемии кликушества, порчи и бесноватости. Само собой разумеется, что порча касается не однех женщин, но и мужчин, и такия лица, получившия порчу по влиянию какого-либо дурного человека и до сих пор слывут в темной массе русского народа под названием «порченыхъ» или «бесноватыхъ». Во время отчитываний, которые производятся над такого рода больными еще и теперь в монастырях нашей глухой провинции, можно видеть те ужасные корчи, которым подвергаются такого рода бесноватые при производстве над ними заклинаний, при чем дьявол, вошедший в человека, может быть вызван на ответы и не скрывает своего имени, горделиво называя себя во всеуслышание «Легионъ» или «Вельзевулъ» или какими либо другими библейскими именами. Все эти сцены, которых очевидцем мне приходилось быть неоднократно, без сомнения являются результатом внушен- | — 71 — ных идей, заимствованных из библии и народных верований. Вряд ли можно сомневаться в том, что, если бы наши кликуши, которых встречается не мало в наших деревнях *), жили в средние века, то они неминуемо подверглись бы сожжению на костре. Впрочем кликушество в народе, хотя еще и по сие время заявляет о себе отдельными вспышками эпидемий в тех или других местах нашей провинции, но во всяком случае в настоящее время оно уже не приводит к развитию тех грозных эпидемий, какими отличались средние века, когда воззрения на могучую власть дьявола и бесоодержимость были господствующими не только среди простого народа, но и среди интеллигентных классов общества и даже среди самих судей, которые были призваны для выполнения над колдуньями правосудия и удовлетворения общественной совести. Другия психопатическия эпидемии религиозного характера.До сих пор еще не лишены важного социального значения другого рода психопатическия эпидемии религиозного и иного характера, которые выражаются развитием странных заблуждений в народе, носящих явные психопатическия черты. Такого рода психопатическия эпидемии случались и случаются еще и поныне в разных странах. Описание этих эпидемий мы можем найти между прочим у Sierke2), ЕЬеГя3), Stall’a 4), F.Rosenfeld’a5), SchlichtegrolTa 6), R. Неп- 1) По указанию П. Якобия в одной Орловской губ. за 1899 г. было более тысячи кликуш. Вести. Европы, окт. 1903, стр. 738. и) Sierke. Schwarmer und Schwindler zu Ende des ХУШ Jahrhun-derts. Leipzig. 1874. 8) Ebel. Per Mucker von Konigsberg. 4) Stoll. Suggestion und Hipnotismus in der Volkerpsychologie. Leipzig. 1894. 5) E. Rosenfeld. «Der Messias von Berlin*. e) Sclichtegroll. Der Messias von Berlin. Wochenschrift fur Ge-schichte etc. 1899. |