В.М.Бехтерев. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.:1903

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 71   >>>

  

— 71 —

ных идей, заимствованных из библии и народных верований. Вряд ли можно сомневаться в том, что, если бы наши кликуши, которых встречается не мало в наших деревнях *), жили в средние века, то они неминуемо подверглись бы сожжению на костре.

Впрочем кликушество в народе, хотя еще и по сие время заявляет о себе отдельными вспышками эпидемий в тех или других местах нашей провинции, но во всяком случае в настоящее время оно уже не приводит к развитию тех грозных эпидемий, какими отличались средние века, когда воззрения на могучую власть дьявола и бесоодержимость были господствующими не только среди простого народа, но и среди интеллигентных классов общества и даже среди самих судей, которые были призваны для выполнения над колдуньями правосудия и удовлетворения общественной совести.

Другия психопатическия эпидемии религиозного характера.

До сих пор еще не лишены важного социального значения другого рода психопатическия эпидемии религиозного и иного характера, которые выражаются развитием странных заблуждений в народе, носящих явные психопатическия черты.

Такого рода психопатическия эпидемии случались и случаются еще и поныне в разных странах. Описание этих эпидемий мы можем найти между прочим у Sierke2), ЕЬеГя3), Stall’a 4), F.Rosenfeld’a5), SchlichtegrolTa 6), R. Неп-

1) По указанию П. Якобия в одной Орловской губ. за 1899 г. было более тысячи кликуш. Вести. Европы, окт. 1903, стр. 738.

и) Sierke. Schwarmer und Schwindler zu Ende des ХУШ Jahrhun-derts. Leipzig. 1874.

8) Ebel. Per Mucker von Konigsberg.

4) Stoll. Suggestion und Hipnotismus in

der Volkerpsychologie. Leipzig. 1894.

5) E. Rosenfeld. «Der Messias von Berlin*.

e) Sclichtegroll. Der Messias von Berlin. Wochenschrift fur Ge-schichte etc. 1899.

— 72 —

neberg'a l) Seeligm tiller’a и др. У нас в России также было описано несколько психопатических эпидемий религиозного характера, на которых мы остановимся ниже. Вообще психопатическия и истерическия эпидемии до сих пор еще происходят в населении, а также в монастырях и школах и особенно в закрытых учебных заведениях. Недалее, как в 1878—79 году в Итальянском местечке Верценьис недалеко от Удины разыгралась эпидемия бесоодержимости, приведшая к возбуждению населения, успокоение которого потребовало применения даже военной силы.

Из религиозных эпидемий между прочим достойны внимания американския религиозные движения, известные под именем возрождения. Заимствуем описание этих эпидемий из книги Б. Сидиса:

«В 1800 г. волна религиозной мании прошла по стране и достигла высшей степени в знаменитых Кентукских возрожде-ниях. Первый митинг под открытым небом происходил в Cobin Creek. Он начался 22 мая и продолжался четыре дня и 3 ночи. Крики, песни, молитвы, возгласы, припадки конвульсий превратили это место в пандемониум. Старавшияся уйти или принуждены были вернуться, как бы влекомые какой-то таинственной силой или падали в судорогах на дороге. Язва распространялась, свирепствуя с неутихающей яростью. Семьи приезжали из дальних местностей, чтобы присутствовать на митингах. Обыкновенно полевые митинги продолжались 4 дня, от пятницы до утра вторника, а иногда они тянулись целую неделю. Один быстро следовал за другим. Народ оживлял леса и дороги, ведущия к местам сборищ. «Кабатчикъ», пишет д-ръDavidson 2), «бросал свой работу, старик хватался за костыль, юноша забывал свои развлечения, плуг был оставлен в борозде; зверь наслаждался отдыхом в горах; все дела остановились; смелые охотники и солидные матросы, молодые люди, девушки и малые дети стекались к общему центру притяжения». На одном из этих митингов присутствовало 20 тысяч народу.

*) Е. Henneberg. Beitrag z. forens. Psychiatrie. Charite-Aunalen. XXVI Jahrg.

*) Davidsou. History of the preshyterian church in Kentucky.