В.М.Бехтерев. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.:1903

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 65   >>>

  

— 65 —

скончался. Монахини, уже и без того близкия к помешательству, тогда окончательно помутились.

Их духовный отец стал являться им по ночам, оне видели его бродящим в виде привидения, а с ними самими начали делаться конвульсивные припадки, совершенно аналогичные с припадками луденских монахинь: у несчастных являлось страшное отвращение ко всему, что до тех пор наполняло их жизнь и пользовалось их любовью.

Вид св. Даров усиливал их бешенство-, они доходят до того, что даже плюют на них. Затем монахини катаются по церковному полу и, издавая при этом страшный рев, подпрыгивают, как будто под влиянием пружинъ».

Современный богослов Лабретан, имевший случай видеть Лувьевских монахинь, дает нам следующее описание их беснование

«Эти 15 девушек обнаруживают во время причастия страшное отвращение к св. Дарам, отроют им гримасы, показывают язык, плюют на них и богохульствуют с видом самого ужасного нечестия. Оне кощунствуют и отрекаются от Бога более 100 раз в день с поразительной смелостью и бесстыдством.

По несколько раз в день ими овладевали сильные припадки бешенства и злобы, во время которых они называют себя демонами, никого не оскорбляя при этом и не делая вреда священникам, когда те во время самых сильных приступов кладут им в рот палец.

Во время припадков они описывают своим телом разные конвульсивные движения и перегибаются назад в виде дуги, без помощи рук, так что их тело покоится более на темени, чем на ногах, а вся остальная часть находится на воздухе; оне долго остаются в этом положении и часто вновь принимают его. После подобных усиленных кривляний, продолжавшихся непрерывно иногда в течение 4-х часов, монахини чувствовали себя вполне хорошо, даже во время самых жарких дней; несмотря на припадки оне были здоровы, свежи и пульс их бился так же нормально, как если бы с ними ничего не происходило. Между ними есть и такия, которые падают в обморок во время заклинаний, как будто произвольно: обморок

— 66 —

начинается с ними в то время, когда их лицо наиболее взволновано, а пульс становится значительно повышенным. Во время обморока, продолжающогося полчаса и более, у них незаметно ни малейшого признака дыхания.

Затем оне чудесным образом возвращаются к жизни, при чем у них сначала приходят в движение большие пальцы ноги, потом ступни и самые ноги, а за ними живот, грудь, шея; во все это время лицо бесноватых остается совершенно неподвижным; наконец оно начинает искажаться и вновь появляются страшные корчи и конвульсии».

Это описание не оставляет сомнения в том, что дело идет в данном случае о проявлениях большой истерии, хорошо изученной за последнее время, особенно со времени классических трудов Charcot и его учеников.

Эпидемии кликушества и порчи.

Наше современное кликушество в народе, не есть ли тоже отражение средневековых демонопатических болезненных формъ? И здесь влияние внушенных ранее привитых идей, на проявление болезненных состояний неоспоримо.

Известно, что такого рода больные во время церковной службы при известных возглашениях подвергаются жесточайшим истерическим припадкам.

И здесь повторяется тоже, что было и в средние века. Несчастные больные заявляют открыто и всегласно о своей бесо-одержимости; во время же припадков говорят как-бы от имени сидящого в них беса. Между прочим одна из недавних эпидемий кликушества развилась с чрезвычайной быстротой во время свадебного пиршества в с. Б. Петровском По-дольского уезда Московской губернии и охватила 15 лиц, участвовавших в пире!). Другая эпидемия, развившаяся несколько лет спустя также во время свадебных пиршеств и также в Подольском уезде Московской губернии, ограничилась че-

*) Д-р Яковенко. Эпидемия истерических судорог в Подольском уезде Моск. губ. Вести. Общ. гигиены т. XXV. кн. III, отд. III,