В.М.Бехтерев. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.:1903

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 64   >>>

  

— 64 —

способствовали большему развитию бешенства у несчастных монахинь. В заключение следует заметить, что .Иудейская эпидемия урсулинок кончилась трагически, так как несчастный аббат Грандье, обвиненный в чародействе, был подвергнут ужасным пыткам и истязаниям и был в конце концов сожжен на костре. Описание пыток и казни Грандье производят потрясающее впечатление и я, щадя нервы читателей, опускаю их здесь, тем более что это печальное событие не относится прямо к интересующему нас предмету.

Но как не тяжела была казнь Грандье, сожженного живым на костре с раздробленными ранее голенями, она не успокоила беснующихся урсулинок, пока не было приступлено к их изолированию. «После того демоны стали еще преследовать молодых девушек в гор. Лудене. Назывались эти демоны: Уголь нечисти, Адский Лев, Ферон и Могон. Эпидемия распространилась даже на окрестности.

Девушки в Авиньоне почти все подпали страшному недугу и обвиняли при этом двух священников в чародействе; к счастью коадьютор Поатьевского епископа блогоразумно повел дело и разъединил бесноватых.

Но еще замечательнее тот факт, что Авиньон, искони считавшийся страной пап, переполнился около этого времени одержимыми.

Луденская эпидемия заразила умы и охватила собой большое пространство. Страшная Луденская трагедия еще не изгладилась из памяти ея современников: истина относительно мученичества несчастного Грандье едва только успела выясниться* когда разнесся слух, что демоны овладели обителью св. Елизаветы в Лувье.

Здесь также усердие .духовника послужило, если не причиной, то по крайней мере точкой отправления для распространения недуга. Лувьевскими монахинями овладело желание посо-перничать в деле набожности с своим духовным пастырем.

Они стали поститься по неделям, проводили в молитве целые ночи, всячески бичевали себя и катались полунагия по снегу.

В конце 1642 г. священник Динар (духовник) внезапно

— 65 —

скончался. Монахини, уже и без того близкия к помешательству, тогда окончательно помутились.

Их духовный отец стал являться им по ночам, оне видели его бродящим в виде привидения, а с ними самими начали делаться конвульсивные припадки, совершенно аналогичные с припадками луденских монахинь: у несчастных являлось страшное отвращение ко всему, что до тех пор наполняло их жизнь и пользовалось их любовью.

Вид св. Даров усиливал их бешенство-, они доходят до того, что даже плюют на них. Затем монахини катаются по церковному полу и, издавая при этом страшный рев, подпрыгивают, как будто под влиянием пружинъ».

Современный богослов Лабретан, имевший случай видеть Лувьевских монахинь, дает нам следующее описание их беснование

«Эти 15 девушек обнаруживают во время причастия страшное отвращение к св. Дарам, отроют им гримасы, показывают язык, плюют на них и богохульствуют с видом самого ужасного нечестия. Оне кощунствуют и отрекаются от Бога более 100 раз в день с поразительной смелостью и бесстыдством.

По несколько раз в день ими овладевали сильные припадки бешенства и злобы, во время которых они называют себя демонами, никого не оскорбляя при этом и не делая вреда священникам, когда те во время самых сильных приступов кладут им в рот палец.

Во время припадков они описывают своим телом разные конвульсивные движения и перегибаются назад в виде дуги, без помощи рук, так что их тело покоится более на темени, чем на ногах, а вся остальная часть находится на воздухе; оне долго остаются в этом положении и часто вновь принимают его. После подобных усиленных кривляний, продолжавшихся непрерывно иногда в течение 4-х часов, монахини чувствовали себя вполне хорошо, даже во время самых жарких дней; несмотря на припадки оне были здоровы, свежи и пульс их бился так же нормально, как если бы с ними ничего не происходило. Между ними есть и такия, которые падают в обморок во время заклинаний, как будто произвольно: обморок