— 66 — начинается с ними в то время, когда их лицо наиболее взволновано, а пульс становится значительно повышенным. Во время обморока, продолжающогося полчаса и более, у них незаметно ни малейшого признака дыхания. Затем оне чудесным образом возвращаются к жизни, при чем у них сначала приходят в движение большие пальцы ноги, потом ступни и самые ноги, а за ними живот, грудь, шея; во все это время лицо бесноватых остается совершенно неподвижным; наконец оно начинает искажаться и вновь появляются страшные корчи и конвульсии». Это описание не оставляет сомнения в том, что дело идет в данном случае о проявлениях большой истерии, хорошо изученной за последнее время, особенно со времени классических трудов Charcot и его учеников. Эпидемии кликушества и порчи.Наше современное кликушество в народе, не есть ли тоже отражение средневековых демонопатических болезненных формъ? И здесь влияние внушенных ранее привитых идей, на проявление болезненных состояний неоспоримо. Известно, что такого рода больные во время церковной службы при известных возглашениях подвергаются жесточайшим истерическим припадкам. И здесь повторяется тоже, что было и в средние века. Несчастные больные заявляют открыто и всегласно о своей бесо-одержимости; во время же припадков говорят как-бы от имени сидящого в них беса. Между прочим одна из недавних эпидемий кликушества развилась с чрезвычайной быстротой во время свадебного пиршества в с. Б. Петровском По-дольского уезда Московской губернии и охватила 15 лиц, участвовавших в пире!). Другая эпидемия, развившаяся несколько лет спустя также во время свадебных пиршеств и также в Подольском уезде Московской губернии, ограничилась че- *) Д-р Яковенко. Эпидемия истерических судорог в Подольском уезде Моск. губ. Вести. Общ. гигиены т. XXV. кн. III, отд. III, | — 67 — тырьмя лицами *). Литература наша обладает вообще многочисленными описаниями эпидемий кликушества, но из них лишь немногия были предметам медицинского наблюдения. Всех лиц, которые пожелали бы в исторической последовательности проследить у нас развитие эпидемий этого рода, мы отсылаем к книге, Краинского «порча, кликуши и бесноватые» (Новгород, 1900), которому пришлось исследовать по поручению Медицинского Департамента одну из эпидемий такого рода, развившихся несколько лет тому назад в Смоленской губернии 2). Нет сомнения, что эти эпидемии всегда и везде развивались под влиянием поддерживаемого в народе верования о возможности порчи и бесоодержимости, в чем немалую роль съиграло наше духовенство. Для пояснения того, какую роль играет внушение и самовнушение при развитии эпидемий порчи и кликушества, я приведу здесь из сделанного мной к вышеуказанному сочинению предисловия нижеследующия строки: Не подлежит сомнению, что психическая сторона т. наз. порчи и кликушества, как и бесноватое^, черпает свои особенности в своеобразных суевериях и религиозных верованиях народа. Этим объясняется не только характер бредовых идей о порче, о вселении нечистой силы во внутрь тела, но и все другия характерные явления в поведении кликуш, порченых и бесноватых, так напр. их своеобразная боязнь всего, что верой народа признается святым, наступление припадков в церкви при пении «херувимской» при известных молитвословиях во время служения молебнов и при отчитыва-нии, их выкликания и непереносливость того лица, которое они обвиняют в порче и в причинении им бесодержимости, часто наблюдаемая наклонность к произношению бранных и неприличных слов, поразительное богохульствование и святотатственное поведение против икон, склонность некоторых из *) Д-р Г е н и к а. Вторая эпидемия истерических слгдорог в Подольском уезде Моск. губ. Невр. Вести. 1898, т. VI, вып. 4. а) См. также сообщение д-ра Никитина (из нашей клиники): К вопросу о кликушестве (Научи. Собр. вр. клин. душ. и нервн. бол. 1903), в котором описаны кликуши с их припадками и приведены результаты их исследования. |