В.М.Бехтерев. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.:1903

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 21   >>>

  

— 21 —

тат, которое обнимает и самый способ воздействия, характерный для процесса внушения, и результат этого воздействия.

Дело в том, что для внушения характерны не только самый процесс или способ воздействия на психическую сферу, но и результат этого воздействия. Поэтому то и в слове «внушать» мы подразумеваем не только особый способ воздействия на то или другое лицо, но и возможный результат этого воздействия, и с другой стороны в слове «внушение» мы подразумеваем не только известный достигнутый результат в психической сфере данного лица, но и в известной мере тот способ, который привел к этому результату.

Как уже ранее было выяснено, в понятии внушения прежде всего содержится элемент непосредственности воздействия. Будет ли внушение производиться посторонним лицем при посредстве слова или воздействия, или оно будет производиться при посредстве какого либо впечатления или действия, т. е. имеем ли мы словесное или конкретное внушение, везде оно влияет не путем логического убеждения, а непосредственно воздействует на психическую сферу, помимо сферы личного сознание или по крайней мере без переработки со стороны «я» субъекта, блогодаря чему происходит настоящее прививание идеи, чувства, эмоции, или того или иного психофизического состояния.

Равным образом и те состояния, которые известны под названием самовнушения и которые не требуют посторонних воздействий, возникают обычно непосредственно в психической сфере, когда напр. то или другое представление проникло в сознание, как нечто готовое, в форме внезапно явившейся и поразившей сознание мысли, в форме того или иного сновидения, в форме виденного примера и т. п.

Во всех этих случаях психическия воздействия, возникающия помимо посторонняго вмешательства, прививаются к психической сфере также непосредственно в обход критикующого и самосознающого «я» или того, что мы называем личным сознанием.

Таким образом внушать—значит более или менее непосредственно прививать к психической сфере другого лица идеи, чувства, эмоции и другия психофизическия состояния, иначе

— 22 —

говоря, воздействовать так, чтобы по возможности не было места критике и суждению; под внушением же следует понимать непосредственное прививание к психической сфере данного лица идеи, чувства, эмоции и других психофизических состояний, помимо его «я», т. е. в обход его самосознающей и критикующей личности.

Внушение и убеждение.

Из вышеизложенного очевидно, что внушение и убеждение являются двумя основными формами воздействия одного лица на другое. Хотя в числе способов психического воздействия одних лиц на других кроме убеждения и внушения мы можем различать еще приказание и пример, а также советы, пожелания и т. п.; но несомненно, что в известной мере и приказание, и пример действуют совершенно подобно внушению и даже не могут быть от него отличаемъ!; в остальном же, как приказание, так и пример, действуя на разум человека, могут быть вполне уподоблены логическому убеждению. Так приказ действует прежде всего силой страха за возможные последствия непослушания чрез сознание необходимости выполнения, в силу разумности подчинения в данном случае и т. п. В этом отношении приказание действует подобно убеждению.

Но независимо от того приказание действует по крайней мере в известных случаях и непосредственно на психическую сферу, как внушение. Лучшим примером влияния приказа, как внушения, служит команда. Последняя бесспорно есть форма приказания, а кто не знает, что команда действуеи не только силой страха за непослушание, но и путем внушения или прививания известной идеи. С другой стороны и пример, помимо своего влияния на разум путем убеждения в полезности того или другого, может еще действовать на подобие психической заразы, иначе говоря, путем внушения, как совершенна невольное и безотчетное подражание.

Кто не знает заразительного действия публичных казней? Кому неизвестно заразительное влияние самоубийства?

Всем известна наконец передача судорожных болезненных форм путем прямого подражания.