В.М.Бехтерев. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.:1903

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 20   >>>

  

— 20 —

Когда по внушению у человека развивается судорога в руке или наоборот рука совершенно парализуется, спрашивается, что обусловливает осуществление этого внушения? Очевидно, ничто другое, как непосредственное проникновение внушаемой идеи в сферу общого сознания, некоординированную с «я» субъекта, вследствие чего последнее невластно над этим внушением и не может ему противодействовать.

Но что мешает «я» с его волевым вниманием допустить внушение проникнуть в общее сознание? Отчего оно не вводит его при указанных условиях в сферу личного сознания?

Оттого, что воля или парализуется верой в силу внушения или субъект не может на внушении сосредоточить волевого внимания; оно поэтому и входит в сферу общого, а не личного сознания, давая тем самым полный простор автоматизму.

Таким образом, если бы под внушением мы понимали всякое вообще непосредственное влияние на человека помимо его «я» или личного сознания, то мы могли бы отождествить эту форму воздействия на нас окружающих условий с формой пассивного восприятия, происходящого без всякого участия «я» субъекта.

Но под внушением обыкновенно принято понимать воздействие не всех вообще окружающих условий, а воздействие одного лица на другое, которое происходит при посредстве пассивного восприятия, т. е. помимо участия личного сознания или «я» субъекта, в отличие от воздействия иного рода, происходящого всегда при посредстве активного внимания с участием личного сознания и состоящого в логическом убеждении, приводящем к выработке тех или других взглядов.

Ltfwenfeld между прочим настаивает на различии в определениях самого процесса внушения (suggeriren) от результата его, известного под названием собственно -внушения (suggestion). Само собой разумеется, что это два различные* процесса, которые не должны быть смешиваемы друг с другом. Но по нашему убеждению только такое определение и может быть признано наиболее подходящим и более правил-

— 21 —

тат, которое обнимает и самый способ воздействия, характерный для процесса внушения, и результат этого воздействия.

Дело в том, что для внушения характерны не только самый процесс или способ воздействия на психическую сферу, но и результат этого воздействия. Поэтому то и в слове «внушать» мы подразумеваем не только особый способ воздействия на то или другое лицо, но и возможный результат этого воздействия, и с другой стороны в слове «внушение» мы подразумеваем не только известный достигнутый результат в психической сфере данного лица, но и в известной мере тот способ, который привел к этому результату.

Как уже ранее было выяснено, в понятии внушения прежде всего содержится элемент непосредственности воздействия. Будет ли внушение производиться посторонним лицем при посредстве слова или воздействия, или оно будет производиться при посредстве какого либо впечатления или действия, т. е. имеем ли мы словесное или конкретное внушение, везде оно влияет не путем логического убеждения, а непосредственно воздействует на психическую сферу, помимо сферы личного сознание или по крайней мере без переработки со стороны «я» субъекта, блогодаря чему происходит настоящее прививание идеи, чувства, эмоции, или того или иного психофизического состояния.

Равным образом и те состояния, которые известны под названием самовнушения и которые не требуют посторонних воздействий, возникают обычно непосредственно в психической сфере, когда напр. то или другое представление проникло в сознание, как нечто готовое, в форме внезапно явившейся и поразившей сознание мысли, в форме того или иного сновидения, в форме виденного примера и т. п.

Во всех этих случаях психическия воздействия, возникающия помимо посторонняго вмешательства, прививаются к психической сфере также непосредственно в обход критикующого и самосознающого «я» или того, что мы называем личным сознанием.

Таким образом внушать—значит более или менее непосредственно прививать к психической сфере другого лица идеи, чувства, эмоции и другия психофизическия состояния, иначе