— 22 — говоря, воздействовать так, чтобы по возможности не было места критике и суждению; под внушением же следует понимать непосредственное прививание к психической сфере данного лица идеи, чувства, эмоции и других психофизических состояний, помимо его «я», т. е. в обход его самосознающей и критикующей личности. Внушение и убеждение.Из вышеизложенного очевидно, что внушение и убеждение являются двумя основными формами воздействия одного лица на другое. Хотя в числе способов психического воздействия одних лиц на других кроме убеждения и внушения мы можем различать еще приказание и пример, а также советы, пожелания и т. п.; но несомненно, что в известной мере и приказание, и пример действуют совершенно подобно внушению и даже не могут быть от него отличаемъ!; в остальном же, как приказание, так и пример, действуя на разум человека, могут быть вполне уподоблены логическому убеждению. Так приказ действует прежде всего силой страха за возможные последствия непослушания чрез сознание необходимости выполнения, в силу разумности подчинения в данном случае и т. п. В этом отношении приказание действует подобно убеждению. Но независимо от того приказание действует по крайней мере в известных случаях и непосредственно на психическую сферу, как внушение. Лучшим примером влияния приказа, как внушения, служит команда. Последняя бесспорно есть форма приказания, а кто не знает, что команда действуеи не только силой страха за непослушание, но и путем внушения или прививания известной идеи. С другой стороны и пример, помимо своего влияния на разум путем убеждения в полезности того или другого, может еще действовать на подобие психической заразы, иначе говоря, путем внушения, как совершенна невольное и безотчетное подражание. Кто не знает заразительного действия публичных казней? Кому неизвестно заразительное влияние самоубийства? Всем известна наконец передача судорожных болезненных форм путем прямого подражания. | — 23 — Таким образом, как приказание, так и пример действуют в одних случаях путем убеждения, в других случаях путем внушения; чаще же всего они действуют одновременно и как убеждение, и как внушение. В силу этого они не могут быть рассматриваемъ!, как самостоятельные способы воздействия одних лиц на других, подобно убеждению и внушению. Равным образом и советы, пожелания, а равно и иные формы психического воздействия одних лиц на других, также могут действовать на психику или в форме внушения, или в форме убеждения, смотря по отношению к ним того лица, которому они высказываются. Итак очевидно, что в то время как словесное убеждение, обыкновенно действует на другое лицо силой своей логики и непреложными доказательствами, внушение действует путем непосредственного прививания психических состояний, т. е. идей, чувствований и ощущений, не требуя вообще никаких доказательств и не нуждаясь в логике. Оно действует прямо и непосредственно на психическую сферу другого лица путем приказа или уговора, путем увлекательной и взволнованной речи, путем жестов и мимики. Легко видеть отсюда, что пути для передачи психических состояний с помощью внушения гораздо более многочисленны и разнообразны, нежели пути для передачи мыслей путем убеждения. Вот почему внушение в общем представляет собой более распространенный фактор, нежели убеждение. Последнее может действовать преимущественно на лиц, обладающих здравой и сильной логикой, тогда как внушение действует не только на лиц с здравой логикой, но еще в большей мере и на лиц, обладающих недостаточной логикой как например, детей и простолюдинов. Несомненно поэтому, что внушение или прививание психических состояний играет особо видную роль в нашем воспитании, по крайней мере до тех пор, пока логический аппарат ребенка не достигнет известной степени своего развития, позволяющого ему усвоивать логические выводы не менее, нежели готовые продукты умственной работы других, усвоиваемые с помощью так называемого механического заучивания и подра- |