В.М.Бехтерев. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.:1903

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 18   >>>

  

— 18 —

ного сознания, обычно подвергается нами большей или меньшей критике и переработке, приводя к развитию наших взглядов и убеждений.

Этот путь воздействия окружающей среды на нашу психическую сферу может быть назван путем «логического убеждения», так как конечным результатом упомянутой переработки всегда является в нас убеждение: «мы убедились в истине, мы убедились в пользе, мы убедились в неизбежности того или другого»—вот что мы внутренно можем сказать себе после того, как в нас совершилась упомянутая переработка внешних впечатлений, воспринимаемых при посредстве нашего личного сознания. Но независимо от того в нашу психическую сферу, как мы уже говорили, могут входить разнородные впечатления при отсутствии к ним какого либо внимания, иначе говоря, в состоянии рассеянности, когда волевое внимание поглощено какой либо работой. В таком случае внешния впечатления входят в психическую сферу помимо нашего личного сознания и следовательно помимо нашего «я». Они проникают в нашу психическую сферу уже не с парадного хода, а, если можно так выразиться, с задняго крыльца, ведущого непосредственно во внутренние покои нашей души. Это и есть то, что мы называем внушением.

Таким образом внушение представляет собой непосредственное прививание тех или других психических состояний от одного лица к другому. Иначе говоря, внушениее сть ничто иное, как вторжение в сознание или прививание к нему посторонней идеи без прямого непосредственного участия в этом акте «я» субъекта, вследствие чего последнее в большинстве случаев является или совершенно, пли почти безвластным его отринуть и изгнать из сферы сознания даже при том условии, когда оно сознает его нелепость. Проникая в сознание без активного участия «я» субъекта, внушение остается вне сферы личного сознания, блогодаря чему и все дальнейшия его последствия происходят без контроля «я» и без соответственной задержки. Блогодаря этому, внушение приводит к появлению той или другой навязчивой идеи-, к осуществлению положительных и отрицательных галлюцинаций, или же вызывает развитие пси-

— 19 —

хически обусловленной судороги, контрактуры, паралича и т. под.

Вряд ли есть какая либо возможность сомневаться в том, что внушение относится именно к порядку тех воздействий на психическую сферу, которые происходят помимо нашего «я» и проникают непосредственно в сферу общого сознания. Если нужно определение внушения в нескольких словах, то я должен повторить здесь то, что я сказал уже в первом издании своей брошюры—«Роль внушения в общественной жизни» (Спб. 1898 г.):

«Внушение сводится к непосредственному прививанию тех или других психических состояний от одного лица к другому,—прививанию, происходящему без участия воли (и внимания) воспринимающого лица и нередко даже без ясного с его стороны сознания».

Ясно, что в этом определении содержится существенное отличие внушения, как способа непосредственного психического воздействия одного лица на другое, от убеждения, производимого всегда не иначе, как при посредстве внимания и логического мышления и с участием личного сознания.

Все, что входит в сферу личного сознания, вступает в соотношение с нашим «я» и, так как все в личном сознании находится в строгом соответствии и сочетании с «я» субъекта,—сочетании, служащем выражением единства личности, то очевидно, что все входящее в сферу личного сознания должно подвергаться соответственной критике и переработке со стороны «я».

Но также очевидно, что кроме этого способа влияния, действующого на другое лицо при посредстве личного сознания, есть другой способ воздействия в форме внушения, действующого на психическую сферу путем непосредственного прививания психических состояний, т. е. идей, чувствовании и ощущений и не требуя участия личного сознания и логики.

Очевидно, что внушение в отличие от убеждения проникает в психическую сферу помимо личного сознания, входя без особой переработки непосредственно в сферу общого сознания и укрепляясь здесь, как всякий вообще предмет пассивного восприятия.