— 19 — хически обусловленной судороги, контрактуры, паралича и т. под. Вряд ли есть какая либо возможность сомневаться в том, что внушение относится именно к порядку тех воздействий на психическую сферу, которые происходят помимо нашего «я» и проникают непосредственно в сферу общого сознания. Если нужно определение внушения в нескольких словах, то я должен повторить здесь то, что я сказал уже в первом издании своей брошюры—«Роль внушения в общественной жизни» (Спб. 1898 г.): «Внушение сводится к непосредственному прививанию тех или других психических состояний от одного лица к другому,—прививанию, происходящему без участия воли (и внимания) воспринимающого лица и нередко даже без ясного с его стороны сознания». Ясно, что в этом определении содержится существенное отличие внушения, как способа непосредственного психического воздействия одного лица на другое, от убеждения, производимого всегда не иначе, как при посредстве внимания и логического мышления и с участием личного сознания. Все, что входит в сферу личного сознания, вступает в соотношение с нашим «я» и, так как все в личном сознании находится в строгом соответствии и сочетании с «я» субъекта,—сочетании, служащем выражением единства личности, то очевидно, что все входящее в сферу личного сознания должно подвергаться соответственной критике и переработке со стороны «я». Но также очевидно, что кроме этого способа влияния, действующого на другое лицо при посредстве личного сознания, есть другой способ воздействия в форме внушения, действующого на психическую сферу путем непосредственного прививания психических состояний, т. е. идей, чувствовании и ощущений и не требуя участия личного сознания и логики. Очевидно, что внушение в отличие от убеждения проникает в психическую сферу помимо личного сознания, входя без особой переработки непосредственно в сферу общого сознания и укрепляясь здесь, как всякий вообще предмет пассивного восприятия. | — 20 — Когда по внушению у человека развивается судорога в руке или наоборот рука совершенно парализуется, спрашивается, что обусловливает осуществление этого внушения? Очевидно, ничто другое, как непосредственное проникновение внушаемой идеи в сферу общого сознания, некоординированную с «я» субъекта, вследствие чего последнее невластно над этим внушением и не может ему противодействовать. Но что мешает «я» с его волевым вниманием допустить внушение проникнуть в общее сознание? Отчего оно не вводит его при указанных условиях в сферу личного сознания? Оттого, что воля или парализуется верой в силу внушения или субъект не может на внушении сосредоточить волевого внимания; оно поэтому и входит в сферу общого, а не личного сознания, давая тем самым полный простор автоматизму. Таким образом, если бы под внушением мы понимали всякое вообще непосредственное влияние на человека помимо его «я» или личного сознания, то мы могли бы отождествить эту форму воздействия на нас окружающих условий с формой пассивного восприятия, происходящого без всякого участия «я» субъекта. Но под внушением обыкновенно принято понимать воздействие не всех вообще окружающих условий, а воздействие одного лица на другое, которое происходит при посредстве пассивного восприятия, т. е. помимо участия личного сознания или «я» субъекта, в отличие от воздействия иного рода, происходящого всегда при посредстве активного внимания с участием личного сознания и состоящого в логическом убеждении, приводящем к выработке тех или других взглядов. Ltfwenfeld между прочим настаивает на различии в определениях самого процесса внушения (suggeriren) от результата его, известного под названием собственно -внушения (suggestion). Само собой разумеется, что это два различные* процесса, которые не должны быть смешиваемы друг с другом. Но по нашему убеждению только такое определение и может быть признано наиболее подходящим и более правил- |