— 1273 — нашей скорее отвечали на заданные вопросы) умозаключения дегенератов имеют особые черты, которых нет у алкоголиков, а именно, они оспаривают посылки и отрицают возможность делать из них вывод и, наконец, больные сл. прогрессивным параличом, вместо умозаключений говорят стройные фразы. Таким образом, в умозаключениях алкоголиков нет ни одной черты свойственной этим больным,- хотя в их общем облике есть черты и дегенеративные и паранаическия и не редко и симптомы органического поражения мозга. Воображение испытуемых с хроническим алкоголизмом при опытах с составлением фраз оказалось выше воображения здоровых: живее и заключали больше творческой деятельности. Составляя фразы, они говорили больше комбинаций и комбинации были разнообразные и в них входило много новых понятий, напр., при данной фразе „Мальчик на реке 1-го исн. алкоголик сказал “. Мальчик на реке купается, ловит рыбу, катается на лодке, плавает, собирает камушки, лилии, строит мостики, моет белье! Исп. 8-ой сказал: „Удит рыбу, играет с товарищами, собирает камушки, смотрит закат солнца, ждет маму, кричит „ау“, спит, печет картофель, раздевается, купается, обедаетъ". При данной фразе. „Дети в саду", этот испытуемый сказал 29 комбинаций. Здоровый испыт. при данной 1-ой фразе сказал 1-ой „Мальчик на реке ловил рыбу, катается на лодке, собирает камушки, полощется, собирает раковины“, 2-гоиспыт.—„Купается, удить рыбу, бросает камушки, возится с песком, плавает, стреляет уток Из приведенного примера видно, что у испытуемых алкоголиков комбинации данной фразы больше и они разнообразнее. Далее приведу число комбинации у здоровых испытуем и у алкоголиков: ,
*) Эксп. псих. Исследование умозаключения у душевно-больных. | — 1274 — Цифры 1-го вертикального столбца обозначают испытуемых, в верхней таблице здоровых, в нижней алкоголиков, во втором столбце цифры обозначают число комбинаций одной и той-же фразы. При исследовании нароноеков обнаружено, они говорили та-кое-же (приблизительно), число комбинаций, как и здоровые, но комбинации были однородные, часто представляющия развития одной и той-же мысли. (Недостаток творческой деятельности воображения). Испыт. Паралитики N говорили всего одну и две комбинации, вполне однородных; бедность воображения и отсутствие творчества. При опытах с описанием сложных картинок, особенностей воображения не обнаруживается. ИИспыт. рассматривали картину, быстро понимали ея содержание и говорили, что работы этих опытов им не нравились. При опытах с воспроизведением картинов и слов изменения восприятия и памяти у испытуемых с хроническим алкоголизмом не обнаруживалось, замечалось иногда нарушение внимания. Они также как и здоровые испытуемые быстро просматривали картины, и прочитывали слова, затем их свободно воспроизводили, запоминали б, ч, 4 или 5 картинок. Или 4—5 или 3 «лова. Но во время рассматривания часто пропускали картинку или не обращали внимания на окраску. Также часто не слушали прочитанные слова или, читая, пропускали слова. Тогда их не воспроизводили. При опытах на внимание с выбором геометрических фигур и постановкой точек, расстройства внимания не обнаруживалось, т. е. испыт. быстро (в ИО—40 секунть как и здоровый) выбирали требуемые фигуры и правильно ставили точки в продолжении ИО и 25 сек. (как и здоровые) 1). Следовательно, резкого расстройства внимания у исп. алкоголиков не обнаружено, но в других опытах замечалось расстройство внимания, (в опытах, более тонких). Заканчивая описания экспериментальной части работ, следует отменить отношение испытуемых к опытам. Они вполне ясно давали себе отчет для чего производятся над ними опыты, один исп. (1) даже догадался, за что их исследуют „по случаю алкогольного съезда". Исследованию испыт. не сопротивлялись, хотя некоторые и отказывались, мотивируя свой отказ. Так, испыт. 7-ой сказал, что он не будет приходить на опыты, потому, что это его волнует, а волноваться ему вредно, и что ему стыдно подвергаться экзамену. Но сделав такое заявление, приходил на опыты и охотно отвечал на вопросы. ’) Исп. с прогрессивном п&ралнчем выбирая)! не те фигуры, которые требовались им, ошибались и выбирали разные, время от 30 сек. до 4 мин., точки ставили б. ч. где попало, время от 1 сек. до 4-х мин. |