Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1209   >>>

  

— 1209 —

Все органические яды сгорают в нашем теле, следовательно все они и составляют рациональные питательные средства для нашего организма? % (Sic!).

Не может быть, кажется, двух мнений в следующем положении:

Алкоголь, как и всякие другие яды—соответственно понятию

о ядовитости — разрушают ткани нашего тела. Питательные же вещества—соответственно понятию о питательности созидают ткани нашего тела.

Спрашивается, как сделать логически невозможное все-таки возможным и провозгласить яд питательным средствомъ? Как соединить понятия разрушения наших тканей с понятием о созидании наших тканей, т. е. понятия друг друга диаметрально исключающия!

Считаю нелишним тут указать еще вскользь на известные эксперименты Buchner’а, Kultschy, Wrobeesky, проф. Демме, которые все единогласно и неопровержимо доказывают тормозящее расстраивающее воздействие алкоголя на процесс пищеварения. Это обстоятельство выставляет в самом ярком свете всю безпредельную парадоксальность провозглашения алкоголя, как питательного средства. Значит, питательное средство, которое расстраивает питание (Sic!). Это замечательное сопоставление не лишено некоторой едкой иронии.

Вдобавок ко всему этому нелишне тут указать еще на то обстоятельство, что алкоголь раздражением слизистой оболочки желудка вызывает искусственный аппетит, «севЭо-аиипетит, прямо противоречащий натуральным условиям и расстраивающий естественный ход пищеварительного процесса. Но самый факт усиления алкоголем аппетита—хотя ложного, вынуждает у человека наивного непосредственно представление об усилении питания... Здесь дело, конечно, тоже обстоит как раз наоборот. Возьмем для примера человека, пищеварительная сила которого в состоянии переварить две котлеты, не больше. По возбуждению водкой искусственного ложного аппетита, он впихнет в свой желудок 4 котлеты. Что станет с этими двумя лишними котлетами, которые осилить его пищеварительная сила не в состоянии. Оне подвергаются неминуемо газовому разложению, гниению. То обстоятельство, что алкогольным раздражением обусловливается кратковременное усиление выделения желудочного сока, ухудшает, конечно, положение. Ибо вслед за этим неминуемо следует продолжительное уменьшение выделяемого сока вследствие реактивного ослабления и истощения снаряда желудочных желез.

Такия крайне противоестественные условия приводят сначала к острым, а потом уже при привычном потреблении водки за завтраками, обедами, ужинами и пр. к хроническим катаральным расстройствам пищеварительного канала, которые преимущественно блогодаря алкоголю тже приобрели себе мировое распространение во всех слоях общества.

— 1210 —

Перейдем к вопросу о приписываемом алкоголю значении, как укрепляющого средства.

Все принадлежащие к этой фармакологической группе наркотические яды отличаются тем, что наркотизирующему их действию предшествует клинический стадий нервной эксцитации. Между веществами названной- группы выдаются в этом отношении: ,,эфиръ“ и „алкоголь*, в особенности последний.

Этот инициальный клинический стадий характеризуется, между прочим, значительным усилением деятельности сердца и острой гиперемии мозга. В этих именно условиях заключается то рациональное основание терапевтического применения названных средств в случаях внезапного упадка деятельности сердца и острой анемии мозга. (Schoc, Collaps, Syncope). Проф. Бинц в Бонне и его ученик Гейнц экспериментально доказали возрастание „дыхательной величины“ под влиянием возбуждения алкоголем дыхательного центра. Это, конечно, такой фактор, который не может не содействовать в самой значительной степени терапевтическому успеху алкоголя, как возбуждающого средства, в названных случаях.

Очевидность восстановления сил в упомянутых случаях, блогодаря эксцитации алкоголем известных нервных центров прямо внушает человеку наивному представление о будто бы укрепляющемъ“ действии алкоголя.

Тут очевидно смешивают понятие об искусственном возбуждении уже до этого существовавших в организме сил с понятием о придании организму новых, не присущих ему доселе сил извне.

Это один из главных поводов, иоведших к тяжкому заблуждению и к роковому учению об „укрепляющемъ“ действии алкоголя, этого сильно-ослабляющого наркотического яда.

Как лошадь эксцитируемая кнутом, напрягает свой мускульную систему* к временно усиленной работе и *тем самым истрачивает запас уже до этого накопившихся в организме сил, также и алкоголь* кнут сердца и дыхания, лекарственной лксцитацией известных нервных центров возбуждает до этого существовавшую в организме зцергию к временно усиленной деятельности. Для каждого человека, способного вообще физиологически мыслить, ясно, что такая насильственная} временно усиленная работа нервных центров совершается за счет запасной энергии, нокоющейся в них. Ясно, что такая искусственная эксцитация нервных цениров к временно усиленной деятельности, превосходя силу естественных их импульсов, непременно искупается сверхнормальной для данного времени консумицией их тканей. Таким образом сила их деятельности антеципируется, а для дальнейшей их деятельности неминуемо наступает реактивное ослабление вследствие сверхмер-ного истрачивания органического материала их тканей. Всякая эксцитация влечет за собой неминуемо реактивное ослабление.

Поэтому ясно, что потребление алкогольных напитков в про-