Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1210   >>>

  

— 1210 —

Перейдем к вопросу о приписываемом алкоголю значении, как укрепляющого средства.

Все принадлежащие к этой фармакологической группе наркотические яды отличаются тем, что наркотизирующему их действию предшествует клинический стадий нервной эксцитации. Между веществами названной- группы выдаются в этом отношении: ,,эфиръ“ и „алкоголь*, в особенности последний.

Этот инициальный клинический стадий характеризуется, между прочим, значительным усилением деятельности сердца и острой гиперемии мозга. В этих именно условиях заключается то рациональное основание терапевтического применения названных средств в случаях внезапного упадка деятельности сердца и острой анемии мозга. (Schoc, Collaps, Syncope). Проф. Бинц в Бонне и его ученик Гейнц экспериментально доказали возрастание „дыхательной величины“ под влиянием возбуждения алкоголем дыхательного центра. Это, конечно, такой фактор, который не может не содействовать в самой значительной степени терапевтическому успеху алкоголя, как возбуждающого средства, в названных случаях.

Очевидность восстановления сил в упомянутых случаях, блогодаря эксцитации алкоголем известных нервных центров прямо внушает человеку наивному представление о будто бы укрепляющемъ“ действии алкоголя.

Тут очевидно смешивают понятие об искусственном возбуждении уже до этого существовавших в организме сил с понятием о придании организму новых, не присущих ему доселе сил извне.

Это один из главных поводов, иоведших к тяжкому заблуждению и к роковому учению об „укрепляющемъ“ действии алкоголя, этого сильно-ослабляющого наркотического яда.

Как лошадь эксцитируемая кнутом, напрягает свой мускульную систему* к временно усиленной работе и *тем самым истрачивает запас уже до этого накопившихся в организме сил, также и алкоголь* кнут сердца и дыхания, лекарственной лксцитацией известных нервных центров возбуждает до этого существовавшую в организме зцергию к временно усиленной деятельности. Для каждого человека, способного вообще физиологически мыслить, ясно, что такая насильственная} временно усиленная работа нервных центров совершается за счет запасной энергии, нокоющейся в них. Ясно, что такая искусственная эксцитация нервных цениров к временно усиленной деятельности, превосходя силу естественных их импульсов, непременно искупается сверхнормальной для данного времени консумицией их тканей. Таким образом сила их деятельности антеципируется, а для дальнейшей их деятельности неминуемо наступает реактивное ослабление вследствие сверхмер-ного истрачивания органического материала их тканей. Всякая эксцитация влечет за собой неминуемо реактивное ослабление.

Поэтому ясно, что потребление алкогольных напитков в про-

— 1211 —

должение всей жизни составляет, помимо всякого остального зла, .уже в силу одного неминуемого реактивного ослабления упомянутых нервных центров самое тяжкое посягательство па естественную энергию жизнедеятельности и на долговечность человеческого организма.

Ясно для всякого физиологически мыслящого человека, что одни лишь естественные питательные вещества в состоянии поддерживать полную энергию жизнедеятельности нашего организма, так как одни лишь естественные питательные вещества безпрерывно и все снова возобновляют и возрождают органический материал по мере истрачивания его на функциональную деятельность организма.

Отметим на этом месте еще свойство алкоголя, как наркотика, усыплять всякия физическия ощущения, между ними и ощущение „усталости“.

Когда после тяжкого рабочого дня работник от утомления не в состоянии более продолжать своей трудной работы, то он прибегает к „укрепляющему“ алкоголю, который снова переводит его истощенную нервную систему с одной стороны в состояние эксцитации, с другой заглушает физическое ощущение усталости. Таким образом освободившись с одной стороны от предохраняющого его ,,Veto“ мудрой природы, запрещающей ему работать за счет неприкосновенного фонда запасных сил организма, с другой стороны „пришпоренный“ алкогольной экситацией работник, не сознавая угрожающого его здоровью положения, теперь, безпрепятственно продолжает свой тяжелую работу. Работник потребляющий алкоголь, чувствует себя, следовательно, непосред-стшенно им „подкрепленнымъ“ и практические результаты ему прямо „adoculor“ доказывают, что оп фактически подкреплен. Как же человеку наивному при таких условиях еще сомневаться?! И хозяин работника с блогоговейным чувством блогодарности к алкоголю отмечает чудотворно „укрепляющееи действие алкоголя на своем работнике, щедро его угощая „водкой".

Совершенно аналогичен опыт, напр., извощика, который в сильную ночную стужу прибегает к „согревающему* алкоголю. Тут то же физическое ощущение мороза, доходящее подчас до нестерпимой боли безошибочно заглушается наркотическим алкоголем. Извощик чувствует себя непосредственно им согретым. Он шибко страдал от мороза, выпил и всякое страдание как рукой снято. Как же при таких условиях человеку наивному еще сомневаться. Но это тяжкое заблуждение стоит ему иной раз жизни. Мы находим его подчас утром замерзшим трупом на козлах. Г. чл. съезда! Экспериментальные цифры доказывают, что наше тело под действием алкоголя не только согревается, а наоборот охлаждается.

Итак, мы видим, что при всех без исключения приписываемых алкоголю блоготворных воздействиях истина лежит как раз на противоположной стороне.