Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1184   >>>

  

— 1184 —

-— К делу народного отрезвления население относится не особенно доверчиво; до сих еще нор выдумываются разные небылицы, вроде печати антихриста и того, будто запись трезвенников производится лишь из-за взносов; но когда мной было объявлено, что я согласен принять и без всякой платы, если только она служит помехой, наплыва желающих не последовало и, таким образом, наглядно была доказана неосновательность пущенной в приходе молвы. (С. Ново-Никитино, Оренбургской губернии).

Действует на шероховатость отношений и то недоумение, которое поражается в народе некоторыми противоречиями жизни.

— От лиц, пожелавших отстать от вина, трезвенникам приходится слышать такия возражения:—почему пьянство признается зловредным только в нашем приходе, а в других соседних приходах оно не преследуется? Если вино действительно приносит вред людям, то против него стали-бы бороться повсеместно, а не у нас только, и правительство не только само не торговало-бы вином, но и частным лицам не дозволило-бы заниматься виноторговлей и т. п. — На подобные возражения у проповедника трезвости имеется только один ответ: — ссылка на тексты Св. Писания. (Письмо из Самарской губ.).

Из некоторых мест, очевидно из тех, где работа удачно начиаживается, где пастыри-деятели пользуются особым авторитетом и любовью населения, идут вести более отрадного свойства.

Кой-где замечается отношение двойственное.

— Часть населения, испытавшая на себе всю гибельность водки, или на своих родных и знакомых, относится к делу трезвости весьма сочувственно, другая-же часть, не понимая, или вернее, не вникая в последствия пьянства, держится старинки— языческой пословицы—„веселие Руси есть нити, не можем-бо без того бытн“,—и потому относится нееочувственно. (Письмо из Симбирской губ.).

— Меотное население к делу народного отрезвления в подавляющем большинстве своем относится весьма сочувственно. Даже постоянные.и привычные пьяницы сознают великую пользу трезвой жизни, но они настолько расшатали и ослабили свой волю, что считают не только трудным, но почти и невозможным отстать от водки, пока она так легко добывается во всякое время дня и ночи.—(С. Досчатый завод, Владим. губ.).

Кой-где наблюдается отношение сочувственное.

— Население к делу народного отрезвления относится с большим расположением,—пишут из ИИорховского уезда, Псковской г.

— „Население относится к делу народного отрезвления весьма сочувственно и доверчиво, через что сильно пала тайная продажа вина, где она была сильно развита". (С. Большие Садки, Волынской губ.).

— „Население очень доверчиво относится к делу народного отрезвления: — охотно подписываются в церкви. Очень многие, подписавшись на год, не пьют вина во всю жизнь, видимо

-1185 —

узнавши на деле блого трезвости. Были даже такие случаи, что заведомые пьяницы подписывались и до конца жизни своей оставались совершенно трезвенниками “.—(Письмо из Данковского у., Рязанской губ.).

Недоверчивое и ^сочувственное отношение народа к Обществам Трезвости отнюдь не обозначает, что борьба путем организации таких Обществ только „барская забава". Ко всему новому, свежему, грозящему старым привычкам и навыкам, народ всегда относится опасливо. Так он относился в свое время и к школам, и к просвещению...

Но в отзывах народа, характеризующих его недоверчивость, всегда можно найти указания на некоторые несовершенства организации, на некоторую не приспособленность Обществ к местным условиям... Напр., ропот на членский взнос полезно принять к сведению и уничтожить причину недовольства. Напр., опасливость перед зароком должна вызвать со стороны деятелей особое старание по выяснению сущности трезвенного обета...

Интересно проследить, между прочим, отношение народа к тем средствам воздействия, какия применяются сельскими деятелями трезвости.

Приходския общества п вообще все трезвенные группы, которыми руководят священники, носят характер церковный. Во главу средств воздействия ставится применение церковного зарока. Предполагается, что торжественный обет создает для слабовольного человека духовную задачу жизни, указует цель и направление внутренней борьбы, содействует укреплению душевных сил. В большинстве случаев зарок именно так и действует. Мы уже приводили в некоторых фактах указания на сдерживающее воспитывающее значение зарока.

Случаются-ли его нарушения?

Да. Случаются. Но, по отзывам всех наших корреспондентов,—не часто. Не выдерживают обыкновенно совершенные алкоголики. Борьба для них слишком мучительна. Как реагируют невыдержавшие на факт своего падения? Полная гибель надежд на лучшее будущее, отчаяние, — редки, почти единичны. Обыкновенное явление:—падший снова вступает в борьбу, снова дает зарок.

Иногда это новое вступление в борьбу даже требуется уставом общества. (Или правилами). Из одного общества трезвости нам напр., пишут:

— Случаи нарушения обета очень редки, но все-таки встречаются; за нарушение после вразумления и увещания, налагается, как эпитимия, двойной срок воздержания по истечении срока обета. (Письмо из Псков. губ.).

— Другия средства церковного воздействия — торжественная обстановка богослужения, особые эктении за трезвенников и поминовения, молебны, пение — на верующих людей действуют неотразимо. Об этом свидетельствует масса сообщений. Приводим одно.