Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1182   >>>

  

— 1182 —

выдумкой духовенства. (Сообщение из ИИамангансШиго уезда; Фергацской области).

— Пользу воздержания о трезвости признают все прихожане, но не верят ни в возможность, Ни в необходимость абсолютной трезвости. (Письмо из г. Хорола, Полтавской губ.).

— .„К делу трезвости население относится недоверчиво: Причины: а) умственная неразвитость; б) стародавний пример старших: в) укоренившийся предрассудок, что водка есть звено и узел родства, дружбы, взаимной искренней общительности и почтения и т. п.; г) за отсутствием под руками икаких-лйбо медицинских препаратов, но тому же предрассудку, к йодке и спирту всегда прибегают, как незаменимому и исгийтаАйому Лекарству при всех болезнях и для лиц всякого возраста; д) лица духовного звадия, кроме того, указывают на прямое разрешение устава церковного (или Иоанна, зач. 7, употребление вина' взмаха ради и частых недугов и проч.). (Письмо из с. Письмейер; Костромской г.).

— „Деды. и отцы' наши пйЛи еще больше-Ииабе. й,'жили не бедно и умерли в 'глубокой старости", — вот, якобы, аксиома, в которой народ старается найти для себя Оправдание. (Письмо из Самарской губ.). . ,

Из Полтавской губернии один священник пишет:

— „^огда я предлагаю прихожанам поступить в число трезвенников и не пить водки, то они обыкновенно так говорят:—для чего же ее делаютъ? Значит, ее Нужно ииить; если бы ее совсем уничтожили, тогда бы другое дело".

Из Форганскоии области пишут:

— В трезвенники записываются мало и неохотно, — одни потому, что у них не хватает на это решимости, другие — из нежелания подвергаться насмешкам и оскорблениям со стороны пьющих, а есть много и таких, которые прямо говорят:— „мы без водки и жить не можем; если мы перестаем пить волосу, то и работать не будем; она ведь только и поддерживает и укрепляет наши силы в работе; в этом уже нас никогда не разубедите".

— Чаще всего оправдывающие Пьянство говорят:—если водка так вредна, то почему не запрещают курить ее? да 'к тому же почему везде ее пьют — и у батюшек, и у пановъ? Мы нигде не видели, чтобы на обеденных столах ' не стояла выпивка. Пусть .мы люди темные, а то ведь образованные! — При эѴом часто ссылаются на то, что и церковный устав довольно часто разрешает братии попивать по исрасовуле. (Сообщение из Харьковской губернии).

— В своей слабости пьянствующие винят обыкновенно не себя, а правительство, которое, по их словам, так усиужливо предлагает приманочную отраву и так слабо относится к шин-карствующим.

— „Пусть удалят от нас эту несчастную Приманку и пусть не будет швнкарства, тогда мы будем всегда трезвы",— говорят они. (Сообщение из Владйм. губ.).

— 1188 —

Взгляд на Общества Трезвости то-же во многих местах не весьма отраден.

Вот, напр., что нам пишут.

— К делу отрезвления население относится совершенно хладнокровно и смотрит на него, как на выдуманную новинку, совершенно излишнюю. (Письмо из Самарской губернии;.

— К устройству Общества Трезвости прихожане относятся с иронией и не то чиго с. недоверием, а просто им жаль расстаться с выпивкой и притом боятся насмешек пьющих.— (Письмо из Полтавской, губ.).

В некоторых местах равнодушие народа к обществам доходит до того, что последния остаются существовать... только на бумаге. Вот, напр., сообщение.

— „Формально записался в общество из прихожан только один и на один год; по прошествии года снова записаться уклонился, объясняя, что и без записи будет соблюдать трез-пость“. (Письмо из с. Письмвпер, Костромской губ.).

В некоторых местах равнодушие уступает место враждебному, злому настроению.

Один священник пишет:

— У Общества Трезвости масса врогов, которые и до сего времени не только осмеивают .и оскорбляют трезвенников, но еще и постарались выдумать, что вь нашем приходе будто-бы хотят ввести какую-то секту, учение которой не согласно с учением Св. православной церкви. Выдумали-же это те из прихожан, которые или совсем не бывают в церкви, или-же те, „которые с ранняго утра ищут сикера и до поздняго вечера разгорячают себя виномъ". (Ив письма священника Ферганской области).

— „На первых порах к открытию Общества Трезвости население отнеслось недоверчиво, осыпая записавшихся насмешками, а более слабых завлекая в шинки. Но за последнее время идея трезвости заметно привилась в сознании народа".—(С. ИИе-достоево, Рязанской губ.).

Иногда равнодушное отношение к Обществу Трезвости объясняется боязнью горшого греха.

— „Всякий считает опасным вступить в Общество Трезвости прежде всего ив боязни, что он нарушить данное обещание и чрез это впадет в больший грех,—так что пастырю надлежит быть в высшей степени осторожным в заполнении списка трезвенниковъ".—(Письмо из с. Письменер, Костромской губернии).

Иногда как будто мешает симпатиям к делу членский взнос.

— „Крестьяне говорят, что они и бев членского взноса не будут пить, а предрасположенные к пьянству только скомпрометируют общество, да и на вербование членов они смотрят, как на барскую затею". (Письмо из села Ивановского, Казанской губернии).