Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1175   >>>

  

— 1175 —

нами. Очень бы полезно было и современно иметь соответствующия библиотеки при приходских церквах, но дело в том, что наши старосты по своему неразвитию не жалеют больших церковных денег на позолоты глав, на громозвучные колокола и т. п., а скупятся на копейки для украшения внутренней хра-мины человека...

Были попытки ввести библиотеки-витрины, но не увенчались успехом, блогодаря озорству и невежеству населения.

Из села Одоевского пишут:

— Листки о трезвости, когда я пробовал вывешивать их на видных местах под стеклом, разрывались, а рамы разбивались.

Из Нижегородской губернии имеются сведения только о 4-х обществах трезвости. Одно из них, Феодосиевское, имеет 338 членов и собственную чайную. О борьбе духовенства за трезвость по губернии вообще — сообщений нет. О крайне тяжелых условиях трезвенной работы пишут из села Печерской слободы.

По Саратовской губернии имеется сообщение о 3-х обществах.

По Симбирской—о 4-х. Некоторые из них имеют значительное число членов (напр. Пантелеймоновское—400). Ведутся чтения. Блоготворительность. В с. Сызранском ЬИижнем-Хуторе общие обеты членов. В • одном из обществ церковный зарок для членов не обязателен.

Из Самарской губернии сообщают о 6 обществах трезвости. Приемы культурной работы общеизвестные; между прочим устраиваются детские литературные вечера при школах.

Общий характер сообщений — пессимистический. Корреспонденты жалуются на прогрессирующее пьянство и на свое бессилие в борьбе с ним. Из одпого села между прочим пишут:

— Местный священник в 1907 г. открыл общество трезвости и пригласил прихожан записаться, в число трезвенников, но желающих оставить винопитие в то время не оказалось. Формально вступивших в общество трезвости нет и в настоящее время...

Сведения из Западного края не особенно значительны.

Из Минской губернии есть 3 сообщения об обществах трезвости. В одном члены дают обет „умеренного" потребления вина. В другомъ—дают обет только на время поста.

Из Гродненской—2 сообщения.

Из Могилевской — одно. Ведутся чтения, собеседования, есть хор, раздается трезвенная литература.

Есть одно общество в Виленской губернии.

В общемъ—дело трезвости идет слабо.

О положении трезвенной борьбы в Волынской губернии подробных сведений у нас нет. Есть сообщение только об одном обществе трезвости. Имеется образец устава, выработанного епархиальной властью для приходских обществ трезвости. Борьба

— 1176 —

отдельных священников носит в большинстве церковный характер. Один из старых священников, работающий в приходе 40 лет, сообщает любопытное и весьма ценное наблюдение, что молодое поколение, бывшее свидетелем разорения и пьянства отцов, оказалось более трезвенным и трудолюбивым, блогодаря грамотности... Есть сообщение и о таком счастливом месте, где пьяного никогда не увидишь: естественные условия таковы, что из-за постоянной работы не остается времени для гульбы.

Малороссия.

По Киевской губернии отмечено только одно общество трезвости (в м. ИИИпола).

В самом Киеве есть большое общество Юго-Западное, обслуживающее Западные и Южные губернии России. Во главе стоял профессор И. А. Оикорский.

В Полтавской губернии борьба с пьянством находится пока в зачаточном состоянии. Первые шаги маломощны, неуверенны,

и, как всегда, мучительны. Из сообщений почерпается настроение далеко не светлое.

— Записалось в общество 19 человек, — пишет один священник,—но и те, кажется, откажутся.

— Обществ трезвости по деревням нет,—пишет другой,— а если где и существуют, то лишь на бумаге.

— В нашей местности обществ трезвости по селам что-то не слышно,—пишут из ИИрилукского уезда.

— Нарочитых мер борьбы с пьянством ни школы, ни духовенство не предпринимают,—пишут из г. Хорола.

Более утешительная весточка получена из Полтавского уезда, где работает один священник — ведет беседы в церкви и при требоисполнении, ведет народные чтения и раздает книги для чтения, и где народ к его работе относится отзывчиво.

В деле борьбы за трезвость блогородные стремления духовенства в корне подрываются его экономической зависимостью от прихода, от тех самых пасомых, на коих направляется борьба. Приводим в подтверждение выдержку из одного письма.

— „В селе нашем есть одна владелица, — прихожане мои берут у нея землю в аренду... Когда надо работать, они скликают всех и идут на работу. Каждый вечер по окончании работы делают складчину, варят кашу, а особенно пьют, причем порция водки, хотя и все взносят одинаковое количество, неодинакова. Кулакам сельским, главным заправилам всего общества, достаются львиные барыши и угодья земли, им и тройная, ддосе больше, порция водки. Пробовал было я вести с ними борьбу, указывал на их предосудительное дело, но ничего не вышло: только вооружил их против себя. Подумал, — что они сила, я слаб перед ними, а жить-то надо. Я что получу но приходу, тем и живу... надо мириться...