Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1174   >>>

  

— 1174 —

трезвости. Деятельность их, повидимому, достигает цели. Из села Кузнецова, напр., пишут:

— Приходское общество трезвости оказывает заметное влияние на население,—прекратилось потребление вина при крещении младенцев, при погребении умерших и при поминальных обедах.

Конечно, подобное явление—случай исключительный. Священ-шикь-трезвенник, много лета работающий в Чухломском уезде, пишем, совершенно иное:

— Мае никогда не приходилось убедить прихожан, не смотря па всю настоичшвость, справить трезвую свадьбу, крестины или даже поминки.

Из Нерехтскаро уезда пишут:

— Заметно, что общество трезвости производить доброе, хотя и слабое влияние, на прихожан. Слабое потому, что многие из трезвенников нарушают обет я тем подрывают веру в полезность записи и даже служат причими суеверного предположения, что „запись служит к большему искушению в пьянстве".

Та же „запись" в другом месте ©взвивается совершенно иначе. Из села Исупова, напр., пишут:

— Записным легче отговориться от соблазн. „Раз записались да если разрешим пить до срока, то над нами будут смеяться соседи",—говорят они. Действительно, сосуда высмеивали, если кто либо из записных начинал пить до срока.

Общества носят церковный характера., но пе чуждаются и культурно-просветительной работы. Ведутся чтепия, беседы; устраиваются библиотечки. При церквах 2-го Кологривского блого-чиннического округа открыты особые трезвенные библиотечки (с 1908 г.). Один из священников Чухломского уезда ходатайствовал об открытии таких же библиотечек при всех школах уезда; просили из сумм попечительства на это дело 100 рублей.

Об исполнении пока не слышно,—пишет этот священник,— хотя такия библиотеки с удобством могли бы быть устроены на пожертвования попечителей школы.

Отзывы пастырей о попечительствах и лицах, которые могли бы содействовать культурной работе, не весьма одобрительны.

Вот что пишет один, священник о попечительской библиотеке.

— Высылаются в библиотеку газеты: „Русская земля", „Соколъ" 2 экземпляра, „Русское чтение", „Поволжский вестникъ", „Сельский вестникъ" и журналы: „Природа и люди", „Дружеския речи", а отчего бы не высылать таких, как напр. „Трезвая жизнь", „Трезвые всходы", „Вестник трезвости"... Трезвости-то в библиотеке и нет...

Далее корреспондент пишет:

— Уговорил церковного старосту выписать в церковную библиотеку несколько брошюр против пьянства и жития святых. Все эти ккиги на перебой были разобраны прихожанами, а в комитетской библиотеке добрая половина книг не читается прихожа-

— 1175 —

нами. Очень бы полезно было и современно иметь соответствующия библиотеки при приходских церквах, но дело в том, что наши старосты по своему неразвитию не жалеют больших церковных денег на позолоты глав, на громозвучные колокола и т. п., а скупятся на копейки для украшения внутренней хра-мины человека...

Были попытки ввести библиотеки-витрины, но не увенчались успехом, блогодаря озорству и невежеству населения.

Из села Одоевского пишут:

— Листки о трезвости, когда я пробовал вывешивать их на видных местах под стеклом, разрывались, а рамы разбивались.

Из Нижегородской губернии имеются сведения только о 4-х обществах трезвости. Одно из них, Феодосиевское, имеет 338 членов и собственную чайную. О борьбе духовенства за трезвость по губернии вообще — сообщений нет. О крайне тяжелых условиях трезвенной работы пишут из села Печерской слободы.

По Саратовской губернии имеется сообщение о 3-х обществах.

По Симбирской—о 4-х. Некоторые из них имеют значительное число членов (напр. Пантелеймоновское—400). Ведутся чтения. Блоготворительность. В с. Сызранском ЬИижнем-Хуторе общие обеты членов. В • одном из обществ церковный зарок для членов не обязателен.

Из Самарской губернии сообщают о 6 обществах трезвости. Приемы культурной работы общеизвестные; между прочим устраиваются детские литературные вечера при школах.

Общий характер сообщений — пессимистический. Корреспонденты жалуются на прогрессирующее пьянство и на свое бессилие в борьбе с ним. Из одпого села между прочим пишут:

— Местный священник в 1907 г. открыл общество трезвости и пригласил прихожан записаться, в число трезвенников, но желающих оставить винопитие в то время не оказалось. Формально вступивших в общество трезвости нет и в настоящее время...

Сведения из Западного края не особенно значительны.

Из Минской губернии есть 3 сообщения об обществах трезвости. В одном члены дают обет „умеренного" потребления вина. В другомъ—дают обет только на время поста.

Из Гродненской—2 сообщения.

Из Могилевской — одно. Ведутся чтения, собеседования, есть хор, раздается трезвенная литература.

Есть одно общество в Виленской губернии.

В общемъ—дело трезвости идет слабо.

О положении трезвенной борьбы в Волынской губернии подробных сведений у нас нет. Есть сообщение только об одном обществе трезвости. Имеется образец устава, выработанного епархиальной властью для приходских обществ трезвости. Борьба