Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1147   >>>

  

— 1147 —

так называемые „домолотухи", „дожинухи"; заметно более проявляется пьянство в среде молодежи, возвращающейся с заработковъ—с фабрик и заводов.

2. —„Неблогоприятными обстоятельствами для распространения трезвости и доселе служат: 1) укоренившийся обычай пить вино при всех мирских сходах и совершенно индеферентное отношение к сему „власть имущихъ", 2) помочи 3) пьянство при свадьбах, в престольные праздники и дни Св. Пасхи, 4) убогая постановка школьного образования". — (Письмо из Рязанской губернии).

— Пьянство поддерживается в народе 1) невежеством и темнотой населения, 2) примером старшихъ—начальствующих, духовных пастырей, учителей и проч., 3) народным понятием, что пить водку не позорно, 4) отсутствием разумных развлечений, доступных бедным людям, 5) отсутствием в населении интересов и стремлений к просвещению и 6) придавленностью сознания народа, который думает, что не стоит ему стремиться к лучшему: —все равно он не в состоянии поставить свой жизнь лучше и выше существующей. (Мнение священника Самарской губернии).

Один священник Пензенской губ. пишет:

— К неблогоприятным обстоятельствам относятся частые попойки на сходах, при пайме должностных лиц для села, особенно начинающияся с осени но уборке хлеба; равнодушное приучивание к стаканчику водки своих детей подростков; традиционная хвальба обильным угощением, особенно на свадьбах, на престольный праздник, и стыд перед другими, если был недостаток водки на угощение.

„Крестьяне средняго достатка, занимающиеся земледелием, пьют не всегда, а но временам: 1) в престольные праздники,

2) на свадьбах и 3) во время гулянья рекрутов; тут не угостить гостей и не погулять с ними считается „безчестно"; каждый из кожи лезет вон, чтобы удовлетворить всех водкой, а гости стараются показать, что они довольны: поют, пляшут и шатаются. Бог этот-то господствующий взгляд на «безчестье» крайне трудно переменить и перевоспитать. (Письмо из села Ивановского, Казанской губ.).

Все указываемые корреспондентами условия можно распределить на три группы. К первой относятся, так сказать, условия исторического наследства; это—явления, отчасти связанные с культом в силу пережитка, отчасти слитые с бытом на почве исконного пресловутого русского хлебосольства.

Ко второй группе можно отнести условия чисто внешния случайные.

К третьей—те условия, которые сложились на почве несоответствия старых и новых форм жизни,—напр., общая некультурность, общественная невоспитанность, и т. ии.

Иг далекой-далекой старины идет обычай встречать праздник гульбой и пьянством. Обычай этот издавна был. перенесен и на христианские праздники (Пасха, Рождество), и крепко

— 1148 —

держится на пережитках праздников языческих (масленица, разные „комариные воскресенья", „гулыиые воскресенья**, пятницы и нр.). Нередко случается, что при разных местных празднествах население требует торжественного освящения яств и ииитий церковью. Более или менее известны так называемые „общие котлы" в Вятской губернии, когда крестьяне режут скот перед церковью, варят в общих котлахъ' мясо и тут же его съедают. Менее известен обычай псковских по-лувердев освящать молитвой священника бараньи головы в период закалывания овец. Но освящаются не только яства, но и

ИИИТИЯ.

Один священник Шенкурского уезда (Архангельокоя губ.), пишет:

— У нас существуют так называемые „кануны", т. е. своеобразные празднества в честь какого-либо святого. Обыкновенно дня за два до такого праздника один из трети общества обходить по домам для сбора какой угодно муки с просьбой на „канунъ", и потом из этой муки с прибавкой солода и хмеля варят пиво. К пиву покупают и вина. Сваренное пиво обыкновенно приносили в церковь для блогословения. Таким образом выходило, что сам священник именем Господним блогословлял их пирушки, по временам очень пьяные. Такой обычай я пытаюсь вывести и не блогословляю пива, а тем более к братане с пивом не даю ставить свечей.

Пережиток язычества здесь очевиден и много энергии приходится прилагать духовенству к борьбе с этими пережитками.

Как народ проводит свои храмовые праздники,—это всякий знает. Повальное пьянство, озорство, драки, убийства. Нынче в Тихвинском уезде только один праздник Николы дал 40 уголовных гел с мертвыми телами и с увечными. Неслыханная поножовщина! И все это—убийства, драки, поранения,— происходит как-то очень просто... Вот пишет один полтавский священник:

— Компания ряженых пила водку около монополии; один для пущого смеху обмотал себя пряжей и льном и усердно поливался водкой, *щоб Бог родив коноплю», а другой, закуривая, ткнул ему спичкой,—и человек на утро умер оть ожогов.

Все семейные события так или иначе связанные с церковной обрядностью, непременно сопровождаются либо настоящим пьянством, либо весьма основательной выпивкой.

Один священник пишет:

— При домашних событиях (крестины, похороны, свадьбы), в радости и горе, а в церковные праздники (Рождество и Пасха) без вина редко обходится. (Из Казанской губ.).

Другой так характеризует это явление:

— Родился ли человек, женился или помер, судится ли, миритоя ли, сходится ли, делится ли, купил ли, продал ли, получил ли прибыль или убыток,—все это обильно поливается