— 1148 — держится на пережитках праздников языческих (масленица, разные „комариные воскресенья", „гулыиые воскресенья**, пятницы и нр.). Нередко случается, что при разных местных празднествах население требует торжественного освящения яств и ииитий церковью. Более или менее известны так называемые „общие котлы" в Вятской губернии, когда крестьяне режут скот перед церковью, варят в общих котлахъ' мясо и тут же его съедают. Менее известен обычай псковских по-лувердев освящать молитвой священника бараньи головы в период закалывания овец. Но освящаются не только яства, но и ИИИТИЯ. Один священник Шенкурского уезда (Архангельокоя губ.), пишет: — У нас существуют так называемые „кануны", т. е. своеобразные празднества в честь какого-либо святого. Обыкновенно дня за два до такого праздника один из трети общества обходить по домам для сбора какой угодно муки с просьбой на „канунъ", и потом из этой муки с прибавкой солода и хмеля варят пиво. К пиву покупают и вина. Сваренное пиво обыкновенно приносили в церковь для блогословения. Таким образом выходило, что сам священник именем Господним блогословлял их пирушки, по временам очень пьяные. Такой обычай я пытаюсь вывести и не блогословляю пива, а тем более к братане с пивом не даю ставить свечей. Пережиток язычества здесь очевиден и много энергии приходится прилагать духовенству к борьбе с этими пережитками. Как народ проводит свои храмовые праздники,—это всякий знает. Повальное пьянство, озорство, драки, убийства. Нынче в Тихвинском уезде только один праздник Николы дал 40 уголовных гел с мертвыми телами и с увечными. Неслыханная поножовщина! И все это—убийства, драки, поранения,— происходит как-то очень просто... Вот пишет один полтавский священник: — Компания ряженых пила водку около монополии; один для пущого смеху обмотал себя пряжей и льном и усердно поливался водкой, *щоб Бог родив коноплю», а другой, закуривая, ткнул ему спичкой,—и человек на утро умер оть ожогов. Все семейные события так или иначе связанные с церковной обрядностью, непременно сопровождаются либо настоящим пьянством, либо весьма основательной выпивкой. Один священник пишет: — При домашних событиях (крестины, похороны, свадьбы), в радости и горе, а в церковные праздники (Рождество и Пасха) без вина редко обходится. (Из Казанской губ.). Другой так характеризует это явление: — Родился ли человек, женился или помер, судится ли, миритоя ли, сходится ли, делится ли, купил ли, продал ли, получил ли прибыль или убыток,—все это обильно поливается | — 1149 — вином. Но это не все. Наступает праздник или конец рабочему времени, ^человека потянуло на улицу, на народ,— себя показать, людей посмотреть, посидеть, поговорить, отвести душу; собралась компания, купили вина,—за вином беседа веселее. Итак вино, вино, вино... Целое море вина. Всю жизнь свой купается и плавает в этом пьяном море русский человек оть колыбели до могилы: в вине искупали, когда родился, вином обмыли, когда умеръ". (Письмо из Черниговской губ.). По общему показанию всех корреспондентов особым размахом пьяной гульбы отличаются свадьбы. Один священник пишет: — „Свадьбы служат ужасным раззорением всего имущества хлебонашца; меньше 50 рублей последний бедняк свадьбы не устроит, а кто побогаче, тот сразу набирает водки рублей на 100 и больше" (С. Залазье, Волынской губ.). — „Из местных обычаевъ",—пишут из села Беловодского, Семиреченской области,—„можно указать „свадебные кладки", т. с. когда родители невесты выговаривают с жениха на свадьбу не менее ведра водки, да кроме того и жених еще покупает не менее ведра". А вот сообщение из Пензенской губернии: — Особого внимания заслуживает раззоряющий наших крестьян обычай „пропивать девушекъ", т. е. брать за невесту с жениха не столько деньгами, сколько вином (от 6 до ИО ведер, которые выпиватся до свадьбы, так что весь брак обходится не меньше 200 рублей. Пьют на крестинах, пьют на погребениях. При погребении нельзя, говорят, обойтись без водки. За водку копают могилы, за водку несут покойников. В оправдание говорят: денег за труд не берем, а водки не дашь, в другой раз никого не дозовешься. (Письмо из Харьковской губ.). Поминальные обеды тоже сопровождаются винопитием. Из Семиреченской области пишут: Сохранился и пока еще держится в приходе обычай при погребении умерших устраивать трапезу для нищих и участников печального в семье события, обычай сам по себе хороший и заслуживающий поощрения, но страдающий одним недостаткомъ— неуместным употреблением в качестве угощения и водки. Но блогодаря уговорам причта такия водочные угощения выводятся. В трудовом быту окончание работы обязательно отмечается пьянством. Пьянством же в среде ремесленников и наемных рабочих отмечается и начало труда и нередко все его этапы. Крестьяне пьют при окончании сенокоса, жнитва, молотьбы. Нам пишут: Очень много употребляется пива домашняго и вина по окончании полевых работ, когда крестьяне-чуваши, по местному обычаю, созывают к себе родных и знакомых на попойки (пре- |