— 913 — Во-2-х, вместе с сокращением продажи вина и впредь до полного сокращения продажи спирта и иных алкогольных напитков, как предмета народного потребления: 1. Разрешить раз-дробительную продажу вина в казенных винных лавках, ири непременном условии продажи горячей пищи и других съестных продуктов, которые значительно ослабляют позыв к водке но образу Готенборгекой системы. 2. Отказаться от комиссионной продажи вина и строго провести принцип устранения частного интереса во всех видах продажи казенного вина. 3. Возвратить населению право свободно закрывать, если оно того желает, питейные заведения. 4. Принять решительные меры к устранению тайной продажи вина. Попечительства о народной трезвости передать земствам и городам. 5. Установить максимальную сумму доходов с нитей. 6. Образовать фонд всероссийской борьбы с пьянством. Россия пробуждается и сознает необходимость отрезвления русского народа. Это доказал ваш принципиальный вотум об абсолютизме. Но успехи трезвости еще очень слабы и причины лежат в том, что Россия долго успокаивала себя мыслью, что беде можно помочь умеренностью. Необходимо полное воздержание. Умеренность это зло, когда имеем дело с народом, сильно предавшимся этому пороку, и когда необходимо победить припадок сумасшествия, увлекающий целый народ, погруженный в неведение относительно окончательной развязки этого сумасшествия. Я уверен, русский народ за нас. ИИ уверен, что государство за нас, так как министры военный, внутренних, просвещения и финансов прислали своих представителей на наш Съезд. Конечно, прежде всего, в школе и армии мы должны всеми мерами иропагандирования вреда потребления алкоголя и собственным примером внушить молодому поколению и солдатам армии необходимость полного воздержания. Нас обвиняют, что мы поднимаем знамя против личной свободы, так как стремимся ограничить словами и делом потребление алкоголя, но свобода не есть единственный принцип, который мы должны уважать. Общественная самодеятельность предписывает нам известные обязанности: мы должны защищать общество против ужасных успехов алкоголизма и алкоголиков против их самих. Долой винную систему спаиванья русского народа. Заря наступила и светом этой зари является наш Первый Съезд но борьбе си> пьянством. | Доклад свящ. А. Васильевского. История возникновения при церкви села Лысой-Горы. Тарусского уезда, Иоанно - Предтеченского общества трезвости.Выростая в местности фабричной, я с малых лет был свидетелем гнусности порока пьянства. Как-то всегда претило, страшило, вызывало сердечную горечь, когда я еще малюткой видел пьяными близких и чужих. Как сейчас помню гул, смрад, крупный разговор, брань, драки, происходящия в нашем кабаке (в селе Котове, Боровского у.), где самодовольный растолстевший кабатчик из солдат готов был угостить гостя сперва за его гроши водкой, а потом безплатно тумаками, когда его гость не в меру расшумимся. С детства душа моя жалела людей, отравленных скверной водкой, валяющихся в лужах грязи, в навозе у трактира часто с разбитыми лицами. ИИо мере того, как я выростал и родитель мой, псаломщик в сане диакона в силу сложившихся обстоятельств из села Котова переехал ко вновь выстроенному храму в деревне Мальков Котовского прихода, я мог видеть еще большее народное пьянство. Село Мальково, Боровского уезда, расположено близ села Нара-Фоминского, Московской губернии, где находится мануфак-турная бумогопрядильная фабрика. Здесь я видел поголовное, непробудное пьянство мужчин, женщин, девушек и даже детей. Будучи семинаристом, я сам с старшим братом и товарищами вошел в круг местной интеллигенции — купцов, служащих на фабрике, и был участником в попойках. Но излишняго употребления вина я остерегался, отведав его, впрочем, во всех видахъ—водки, наливках, виноградных, коньяках. По окончании курса семинарии я почти вовсе не употреблял водки, а окружающее пьянство и соединенный с ним разврат во всех его видах терзали мое сердце. Первые годы моей службы учителем, псаломщиком были как-бы приготовлением для моего выступления на борьбу с пьянством. Ставши приходским священником и столкнувшись воочию со всеми плодами народного пьянства, я с первых почти дней чрез частные беседы с прихожанами стал уверять их в погибельное™ обычая винопития, от предлагаемой водки отказывался и в силу укоренившогося обычая ири гостеприимстве своих прихожан угощать духовенство вином, чтобы не внести смущения в серд- |