Доклад свящ. А. Васильевского. История возникновения при церкви села Лысой-Горы. Тарусского уезда, Иоанно - Предтеченского общества трезвости.Выростая в местности фабричной, я с малых лет был свидетелем гнусности порока пьянства. Как-то всегда претило, страшило, вызывало сердечную горечь, когда я еще малюткой видел пьяными близких и чужих. Как сейчас помню гул, смрад, крупный разговор, брань, драки, происходящия в нашем кабаке (в селе Котове, Боровского у.), где самодовольный растолстевший кабатчик из солдат готов был угостить гостя сперва за его гроши водкой, а потом безплатно тумаками, когда его гость не в меру расшумимся. С детства душа моя жалела людей, отравленных скверной водкой, валяющихся в лужах грязи, в навозе у трактира часто с разбитыми лицами. ИИо мере того, как я выростал и родитель мой, псаломщик в сане диакона в силу сложившихся обстоятельств из села Котова переехал ко вновь выстроенному храму в деревне Мальков Котовского прихода, я мог видеть еще большее народное пьянство. Село Мальково, Боровского уезда, расположено близ села Нара-Фоминского, Московской губернии, где находится мануфак-турная бумогопрядильная фабрика. Здесь я видел поголовное, непробудное пьянство мужчин, женщин, девушек и даже детей. Будучи семинаристом, я сам с старшим братом и товарищами вошел в круг местной интеллигенции — купцов, служащих на фабрике, и был участником в попойках. Но излишняго употребления вина я остерегался, отведав его, впрочем, во всех видахъ—водки, наливках, виноградных, коньяках. По окончании курса семинарии я почти вовсе не употреблял водки, а окружающее пьянство и соединенный с ним разврат во всех его видах терзали мое сердце. Первые годы моей службы учителем, псаломщиком были как-бы приготовлением для моего выступления на борьбу с пьянством. Ставши приходским священником и столкнувшись воочию со всеми плодами народного пьянства, я с первых почти дней чрез частные беседы с прихожанами стал уверять их в погибельное™ обычая винопития, от предлагаемой водки отказывался и в силу укоренившогося обычая ири гостеприимстве своих прихожан угощать духовенство вином, чтобы не внести смущения в серд- | — 915 — дах простецов и не охладить их обычного гостеприимства, лишь дотрогивался до рюмки губами, уверяя, что я по своему нездоровью винопитие считаю для себя крайне вредным. Так я понемногу приучал ко взгляду, что при свидании и нашем русском гостеприимстве можно обходиться и без выпивки и в праздник быть трезвым много лучше; сам же чрез чтение книг более и более укреплял волю свой, убеждаясь во вреде винопития. Очень понятно, сколько нужно было нравственных страданий, чтобы устоять против общих уговариваю!! выпить—среди своих собратьев и всякого рода и звания людей*. К моему счастью среди собратьев - иереев оказался сосед однородных убеждений, который своим примером и делом укреплял меня в намерениях выступить на реальную борьбу с пьяно гвом. К сему-же побуждала окружающая обстановка в жизни паствы: то и дело приходилось погребать прихожан, погибших преждевременно от вина—замерзшого, придавленного телегой, утопшого; слышу о попойках целых сельских обществ со всеми последствиями от сего. Совершенно разрывалось сердце от нравственных страданий. Прошло уже 4 года моей священнической службы на приходе. За это время я приготовил несколько человек, изведавших все зло—горе от неумеренного винопития, для организации в приходе общества трезвости. 7 апреля 1902 года в день Вербного воскресенья после ут-рени я вышел на амвон и сказал слово против пьянства с призывом прихожанъ—мужчин и женщин1—вступить в общество трезвости. Небесным покровителем для своего общества я объявил св. Иоанна Предтечу, как образца трезвости (по свид. Ев. Луки—не пившого ни вина, ни сикера) и икона коего в нашем храме чтима. В день усекновения главы св. Иоанна Предтечи 29 августа в наш храм стекается окружающее население и служатся мо-лебны пред иконой Усекновения главы Его. Хотя в храме в этот день молящихся было очень много и выслушано слово было с заметным вниманием, на призыв мой вступить в общество ея* безусловным воздержанием от виноииития отозвалось лишь 4 человека, из коих трое были подговорены ранее, остальные слушатели поспешили выйти из храма. Выступившие вперед для служения молебна пред иконой св. Иоанна Предтечи были очень смущены. Я насколько съумел ободрил их и приступил к служению молебна. Слышал я, что затеянное мной дело возбудило много всякого толку: народ и смеялся, и одобрял, так как некоторые уже были наслышаны об обществах трезвости, и их благих результатах. * Уповая на помощь Божию и молитвы угодника Его св. Иоанна, я с этого времени особенно настойчиво стал говорить о вреде винопития и призывал вступать в общество. Кое-кто решался записываться в общество и мало по малу оно начало разро-статься. Сперва дело шло очень туго, но Бог привел в обще- |