Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 905   >>>

  

— 905 —

в год на каждое. Нет конечно сомнения, что чайные и столовые будут охотно посещаться народом, при условии покрытия убытков по ним казной, но едва ли представляется основательным соображение, что эти чайные, разбросанные часто на сотню верста одна от другой, могут иметь хотя бы ничтожное значение в деле отрезвления масс.

Попечительства имеют > еще в своем распоряжении библио-теки-читалыии и библиотеки; первых было к 1904 г.—1,786, вторыхъ—1,067. Часто эта библиотека—лишь ящик с книгами на сумму в о руб., находящийся в заведывании буфетчика чайной. Народ мало пользуется читальнями, лучше действуют библиотеки выдающия книги на дом, но и то абонентами их состоит, но преимуществу, учащаяся молодеж. Из этого всего следует, что библиотеки, служа вообще просветительным целям, с одинаковым успехом могли бы находиться и в ведении земства, министерства народного просвещения и т. д. Исключение составляют брошюры специального содержания о вреде пьянства, распространяемые попечительствами. Но и тут наблюдается резкое падение интереса к ним населения. Так в 1902 г. таких брошюр было распространено 90 т., а в следующем уже только 6 т. экземпляров. Правда, попечительства за то усилили безплатную раздачу брошюр и довели ее почти до 300 тыс., но и то из 651 комитета особые старания в этом направлении проявили лишь два.

Что касается развлечений, в качестве отвлечения от пьянства, то этот род деятельности принял наиболее широкие размеры. Однако, значение их едва ли соответствует затрачиваемым средствам. Ни выбор пьес, ни публика, посещающая театры попечительству невидимому, не должны подлежать покровительству попечительств.

В результате, в чем же сказалось блоготворное влияние деятельности попечительств. Потребление вина не только не падает, но даже несколько увеличивается, достигая полуведра на душу, а если исключить 30 милл. старообрядцев, евреев и мусульман, то и почти три четверти ведра на душу.

Помимо других условий,—говорит г. Череванский,—попечительства заранее обречены на безплодность и тем двойственным положением, в которое они поставлены. Находясь в ведении министерства, непосредственно заинтересованного в доходности питейной продажи, попечительства всегда должны подчиняться чиновникам акцизного ведомства, интересы которых могут быть противоположны задачам попечительства.

Нужна была железная воля статс-секретаря Витте, чтобы удержать придуманную им систему на протяжении 14 лета, хотя бы даже в виде опыта. Прошло 14 лета и правительство предполагает изъять из министерства финансов учреждения попечительства о народной трезвости и передать их в ведение городов и земств. В добрый час. Представители городского и земского самоуправления не могут и не должны руководиться

58

— 906 —

интересами фиска. Это непосредственные работники на народной ниве. Им и книги в руки. И, конечно., нельзя удивляться, что заведывание народной трезвостью передается в руки городов и земств. Их почти сорокалетняя служба на блого России рекомендована с самой лучшей стороны циркуляром министерства народного просвещения и внутренних дел: по вопросам народного образования, народного здравоохранения, дорог и нроч. Вполне понятно, что с этой же стороны рекомендует их и министерство финансов.

В России, не смотря на организованный надзор за торговлей спиртными напитками, последовательной борьбы с пьянством до сих пор не велось; самый же общественный почин в этом деле встречал постоянное историческое противодействие нашего питейного ведомства. С введением казенной монополии были учреждены, как бы для борьбы с пьянством, Попечительства о народной трезвости.

Характер и значение этих мертворожденных учреждений прекрасно очерчены нашей Верхней Палатой в декабре 1907 года.

Законопроэкть этот рассматривался комиссией в Государственном Совете 19 ноября 1909 г. и большинством решено борьбу с пьянством на местах возложить на обязанность и ответственность органов общественного самоуправления, а также на частные общества в заведывании коих постепенно переходят учреждения, находящияся в ведении нынешних попечительств о народной трезвости. Сверх земских и городских учреждений попечение о народной трезвости предоставить частным обществам, объединенным в „Российское общество Зеленого Креста".

Представитель М-ва Финансов высказался против перенесения деятельности по борьбе с алкоголизмом от бюрократии к общественным элементам, сослался в доказательство своей мысли на деятельность общественных организаций, борющихся с пьянством в различных странах, результаты которой далеко не блестящи.

Что может выиграть народная трезвость от перенесения этих попечительств из одного ведомства в другое. Это покажет будущее. Мы далеко не согласны с М-вом Финансов, что деятельность общественных организаций по борьбе с алкоголизмом других стран не дает блестящих результатов.

Конечно, если Товарищ Министра Финансов г. ИИовицкий основывается на докладах своих чиновников, командированных этих летом в Америку с тем, чтобы посмотреть, как там борются с пьянством, то вывод его о деятельности этих организаций совершенно понятен.

Интересно было бы знать, что сказали чиновники Мни. Фии. но вопросу о том, искренно ли там, в этих заморских краях, хотят бороться с пьянством, или же они встретили там то же казенное лицемерие, как это наблюдается у нас в течении многих и многих десятков лет.