— 904 — Но прежде чем перейти к изложению суждений Государственного Совета но проекту об упразднении попечительств, мы позволим напомнить читателю 7-ой пункт из десяти положений к докладу нашему, прочитанному 12 лет тому назад. Бог оно. Ясное сознание необходимости участия общественных сил в проведении реформы и столь же ясная постановка самых задач, подлежащих ведению этих сил в лице попечительств о народной трезвости, оказались в полном несоответ-ствии с самой организацией попечительств с их наличным составом. Недостаток общественного элемента, часто правительственный характер этих учреждений составляют самую невыгодную для дела сторону организации, борьбы с пьянством путем этих новых установлении. Б докладе нашем мы подробно останавливались на полной несостоятельности этих учреждений. Это был, повторяем, 12 лет тому назад. Заявление В. П. Череванского, подписанное 39 членами Совета о проекте закона об упразднении попечительств о народной трезвости. Самый проект закона составлен весьма категорически; попечительства о народной трезвости совершенно закрываются, имущество их ликвидируется и передается в распоряжение городских и земских общественных учреждений на цели народного образования или народного здравия. Объяснительная к проекту записка дает строгую и суровую критику деятельности попечительств, открывает полную их ненужность и непроизводительность затрат на них. Попечительства существуют уже более ИО лет и результаты деятельности их можно считать вполне выяснившимися. Три задачи входят в сферу деятельности попечительства»: 1) наблюдение за соблюдением правил о торговле крепкими напитками, 2) отвлечение народа от злоупотребления крепкими напитками и 3) лечение алкоголиков. Для иллюстрации • успешности первой задачи г. Череванскиии между прочим приводит такия цифры: за открытые членами попечительств нарушения правил о продаже вина в 1903 г. поступило, согласно уставу попечительств, в их ресурсы всего 278 руб.; между тем действовало в этом году 651 комитета и само министерство финансов нисколько не скрывает, что у нас тайная торговля вином прямо таки процветает.- Иного результата, конечно, и ожидать нельзя: нельзя же в самом деле требовать, чтобы все члены комитетов, занимающие высшие посты в губернии, занимались выслеживанием корчемников, взяли бы на себя чисто полицейския и далеко неприятные обязанности. Немного более успешна и другая сторона деятельности нопе-чительствъ—отвлечение народа от пьянства. В этой сфере наиболее привились чайные и чайно-столовые; число их к 1903 г. достигло 3,790, от 7 до 128 на губернию; почти все эти учреждения несут убыток в размере приблизительно 200 250 руб. | — 905 — в год на каждое. Нет конечно сомнения, что чайные и столовые будут охотно посещаться народом, при условии покрытия убытков по ним казной, но едва ли представляется основательным соображение, что эти чайные, разбросанные часто на сотню верста одна от другой, могут иметь хотя бы ничтожное значение в деле отрезвления масс. Попечительства имеют > еще в своем распоряжении библио-теки-читалыии и библиотеки; первых было к 1904 г.—1,786, вторыхъ—1,067. Часто эта библиотека—лишь ящик с книгами на сумму в о руб., находящийся в заведывании буфетчика чайной. Народ мало пользуется читальнями, лучше действуют библиотеки выдающия книги на дом, но и то абонентами их состоит, но преимуществу, учащаяся молодеж. Из этого всего следует, что библиотеки, служа вообще просветительным целям, с одинаковым успехом могли бы находиться и в ведении земства, министерства народного просвещения и т. д. Исключение составляют брошюры специального содержания о вреде пьянства, распространяемые попечительствами. Но и тут наблюдается резкое падение интереса к ним населения. Так в 1902 г. таких брошюр было распространено 90 т., а в следующем уже только 6 т. экземпляров. Правда, попечительства за то усилили безплатную раздачу брошюр и довели ее почти до 300 тыс., но и то из 651 комитета особые старания в этом направлении проявили лишь два. Что касается развлечений, в качестве отвлечения от пьянства, то этот род деятельности принял наиболее широкие размеры. Однако, значение их едва ли соответствует затрачиваемым средствам. Ни выбор пьес, ни публика, посещающая театры попечительству невидимому, не должны подлежать покровительству попечительств. В результате, в чем же сказалось блоготворное влияние деятельности попечительств. Потребление вина не только не падает, но даже несколько увеличивается, достигая полуведра на душу, а если исключить 30 милл. старообрядцев, евреев и мусульман, то и почти три четверти ведра на душу. Помимо других условий,—говорит г. Череванский,—попечительства заранее обречены на безплодность и тем двойственным положением, в которое они поставлены. Находясь в ведении министерства, непосредственно заинтересованного в доходности питейной продажи, попечительства всегда должны подчиняться чиновникам акцизного ведомства, интересы которых могут быть противоположны задачам попечительства. Нужна была железная воля статс-секретаря Витте, чтобы удержать придуманную им систему на протяжении 14 лета, хотя бы даже в виде опыта. Прошло 14 лета и правительство предполагает изъять из министерства финансов учреждения попечительства о народной трезвости и передать их в ведение городов и земств. В добрый час. Представители городского и земского самоуправления не могут и не должны руководиться 58 |