Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 897   >>>

  

- 897 —

но результатов в смысле сокращения потребления каленного вина от этой меры нет и ненужность ея в деле отрезвления народа показало само время.

Таковы меры Государственной Думы. Министерство Финансов признало их приемлемыми и взяло на себя окончательную разработку законопроекта. Законопроекта этот ныне уже внесен в Государственную Думу и он мало чем отличается от проекта Думской Коммиссии. Единственное существенное изменение—это допущение посуды */40 ведра, а в общем он также скользит по поверхности и нисколько не входить в глубь народной жизни. Его безрезультатность ясна для самого Министерства Финансов и потому Министерство считает нужным в своем представлении оговориться, что оно не принимает на себя ответственности за действительность проведения в жизнь мероприятий Государственной Думы. Оно находит необходимым ввести особо строгия кары за нарушение вводимого порядка продажи нитей и усилить попутно наказания за хранение казенных нитей в недозволенных местах. Только строгостью наказаний считает возможным Министерство осуществить в жизни свой и Думский законопроект, забывая совершенно, что и строгость наказаний должна иметь известный предел, что жестокость наказаний за проступки, не предосудительные с точки зрения общественной этики, встретить пассивное сопротивление не только со стороны массы народа, не ио-желающей становиться в ряды свидетелей, но и со стороны самих судей. Министерство вводит новый при этом принципъ— распространение ответственности не только на тайного продавца, но и на покупателя. Можно ли ждать результатов от преследования тайной торговли, раз наказания надута прежде всего на самих же свидетельствующих, как получить сведения о тайной продаже, раз продавец и покупатель самими наказаниями объединяются в тайный союзъ? Если и сейчас невозможно найти свидетелей для объвинения в тайной продаже, то как найдете вы их при проведении принципа ответственности покупателя. Нужно не знать жизни, не знать обстановки тайных притонов, где посетители и содержатель всегда тесно связаны целым рядом уз, чтобы ждать оть этой меры сокращения тайной продажи. Это хорошо с канцелярской точки зрения, но совершенно непригодно с жизненной основанной на широком опыте, на знании быта и нравов нашего народа. Когда в печати поднялся шум об уличном распитии казенного вина, Министерство поспешило заглушить его установлением ответственности за такое распитие. Устав о наказании с 1900 года обогатился новой статьей, и вот прошло девять лета, но о привлечении распивающих вино на улице по этой статье ничего не слышно, хотя распитие производится на глазах полиции, которая обязана возбуждать эти дела. Палкой но изгнать алкоголизма, он не прихоть, в некоторых случаяхт> он необходимость. Направьте свои меры к тому, чтобы исчезла в нем необходимость, а не стращайте наказаниями, когда ваших наказаний никто не боится. За

— 898 -

хранение казенного вина в распечатанной посуде в торговом заведении Министерство полагает в первый раз штраф от 100 до 300 руб. в каком бы количестве напитки не хранились, а во второй раз штраф от 200 до 500 руб. с тюремным заключением от 2 до 4 месяцев, а за распитие крепких напитков, то есть, вернее, за распивочную продажу, сколько бы раз такая продажа не совершалась, штраф в 50 рублей. Где же соотношение наказаний и кто сказал Министерству, что хранящий напитки с торгово-промышленной целью будет хранить их в своем торговом заведении? Можно с уверенностью утверждать, что тайный продавец запрячет их подальше, вне пределов карательной досягаемости, и что под эту кару подпадут только не занимающияся безпатентной торговлей, никогда не смогущия понять, как можно попасть в тюрьму из за рюмки водки, которую хотят выпить, перед своим обедом. Нет, эти кары не оградят от безпатентной торговли и, раз будет осуществлен законопроект, страна покроется сетью тайных шинков, в которых возобновятся старые времена, разрушенные было казенной продажей—прием в заклад, продажа нитей в долг, спаивание, одурманивание—других последствий ждать нельзя и страх перед ними заставляет протестовать против этих мер.

О них свое весское слово должен сказать Первый Всероссийский Съезд по борьбе с пьянством, он должен отвергнуть эти безцельные эксперименты, только отдаляющие время действительного противодействия надвигающемуся на нас алкоголизму. История борьбы с этим социальным бедствием, как у нас в России, так и в других странах дает очевидное доказательство того, что все запрещения, строгия наказания, предписания, увенчания и проповеди остаются безплодными в этой борьбе. Пора же оставить мысль о том, что пьянство можно искоренить, влияя на чувство страха, затрудняя получение алкоголя, нора, наконец, определенно и точно заявить, что борьба должна быть направлена против тех условий нашей жизни, которые шаг за шогом уплотняют почву для развития алкоголизма. Все же другия меры, оставляющия их в стороне—одна только игра. Нельзя же, как в Крыловской басне, заниматься только пересаживанием музыкантов и думать, что музыка пойдет иная, стоит только дать им в руки вместо сотой двадцатую,—нет, столь серьезный вопрос, как уничтожение пьянства, не может быть разрешен так просто, но одному только приказу свыше, нет, он требует другой борьбы—искренней, действительной заботы о бедных и трудящихся классах. Это так очевидно, что не может быть сомнений, что одна из резолюций Всероссийского Съезда но борьбе с пьянством будет редактирована в этом направлении. Эта резолюция будет тем краеугольным камнем, который останется навсегда фундаментом для искренних борцов с пьянством.