Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 859   >>>

  

— 859 —

участие в рабочем движении, должен совершенно воздерживаться от спиртных напитков.

Если с одной стороны несомненно, что массовое пьянство зависите от общественных условий и в частности оть условий труда, то с другой—также несомненно, что для изменения этих условий необходимы люди с трезвыми головами, необходимо, чтобы передовое меньшинство рабочого класса теперь же отказалось от употребления спиртных напитков.

И здесь в свои права вступаете знание, и оно доказывает, что алкоголь—яда», употребление которого вредно даже вгь самых небольших дозах.

Знание приводите к сознанию необходимости силой воли преодолеть привычку одурманивать себя вином. Это знание нужно распространять, следовательно, нужна пропаганда против пьянства. И эта пропаганда является борьбой за изменение общественных условий к лучшему. До последняго времени социал-демо-краты, в особенности, немецкие относились пренебрежительно к пропаганде трезвости.

Бебель не раз заявлял, что съезды социал-демократической партии не должны толковать о таких „мелочах41, как борьба с пьянством, которую он сравнивал с борьбой против оспопрививания. Каутский шел в этом отношении еще дальше. В известном партийном журнале „Die Neue Zeitu 1) он самым решительным образом ополчился против социалистической агитации за воздержание от спиртных напитков, видя в этой агитации огромную опасность для классовой борьбы и социал-демо-кратической партии.

^Единственный оплот политической свободы пролетария44—писал он в 1891 году, т. е. тотчас после падения исключительного закона, направленного против социалистовъ—оплот, который у него нельзя так легко конфисковать, это—трактир. Трезвенники могут возмущаться, но это нисколько не изменяет того факта, что при современных условиях трактир является единственным местом, где низшие слои народа могут свободно собираться и обсуждать свои общия дела. Без трактира для немецкого пролетария не существует не только общения, но и политической жизни44. „Закон против социалистов, которые не воспрепятствуют пролетариям построить трактиры, никогда не будете иметь влияния4*. Напротив, если движению в пользу трезвости удастся достигнуть в Германии своей цели и побудить рабочих в их массе избегать трактиров и свободное от работы время посвящать исключительно столь заманчиво рисуемой трезвенниками семейной жизни; если все это удастся трезвенникам, тогда они добьются того, чего-даже и приблизительно не мог добиться закон против социалистов: сплоченность пролетариата будете разрушена, он будет сведен к массе разрозненных, а потому неспособных к сопротивлению атомов... Это счастье, что дви-

*) „Die Neus Zeit“, IX Jahrgang № 30, стр. 107 и след.

— 860 —

жение в пользу трезвости при немецких условиях, столь отличных от английских, не имеет никаких шансов на успех. Если-бы это было иначе, то оно представляло прямо-таки опасность для освободительной борьбы пролетариата. Усиление всемогущества полиции, политическое развращение и нарушение (StOrung) классовой борьбы—таковы те единственные результаты, которые оно могло-бы иметь у нас44.

Так писал Каутский в 1891 году, так говорили многие авторитетные вожаки социал-демократов, и тем не менее движение в пользу полного воздержания от спиртных напитков захватывало рабочия массы, начавшия сознавать, что победа над пьянством является необходимым условием экономического освобождения рабочого класса.

„Мелочь44 выростала в одну из важнейших задач пропаганды и агитации. После ряда неудачных попыток трезвенникам удалось вопрос о борьбе с алкоголизмом поставить в порядок дня бременского социал - демократического съезда 1904 года, и он огромным большинством принял следующую резолюцию:

„В виду огромного вреда, который алкоголь приносит рабочему классу, в особенности тем, что значительно препятствует осуществлению наших целей, партийный съезд считает безусловно необходимым в интересах прогресса нашего движения бороться против злоупотребления алкоголем в рабочей среде. Он приглашает поэтому всех партийных товарищей и в особенности все партийные газеты еще более, чем это делалось до сих пор, обращать внимание рабочих на опасность потребления алкоголя44.

Наконец, в 1909 году на лейицигском партийном съезде трезвенникам выпало счастье пережить торжественную и радостную минуту, когда все делегаты съезда единодушно высказались за бойкот водки, т. е. за обращение к рабочим с предложением совершенно ее не пить.

Австрийские социал-демократы сознали необходимость борьбы с алкоголем еще раньше германских.

Наиболее видный руководитель австрийских социал-демократов доктор Адлер сначала, подобно Бебелю и Каутскому, был противником непосредственной борьбы с употреблением спиртных напитков; но он скоро сознал свой ошибку и, сделавшись сам полным трезвенником, призываете к тому же и рабочия массы.

„В Австрии—говорил доктор Адлер на съезде австрийских профессиональных союзов в 1907 году — два человека первыми выступили на борьбу с алкоголизмом в рабочем классе: доктор Фрелнх и доктор Влассак. Оба социал-демократа, они свой работу вели в полном согласии с нашей общей работой.

Не мало пользы принесли они нам, но путь их был тернист. Над ними издевались, их высмеивали; я сам лет 12