Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 858   >>>

  

— 858 —

Но при работе на „хозяина" уменьшение продолжительности рабочого времени ведет за собой уменьшение пьянства.

Также влияет и повышение заработной платы. Это доказывают обследования (анкеты), произведенные многими заграничными профессиональными союзами.

В общем чем тяжелее работа, чем больше она разрушает организм, и чем меньше получает за нее. рабочий, тем большую долю своего заработка пропивает он.

Сокращение рабочого времени, конечно, только тогда ведет к отрезвлению рабочого населения, когда свободное от фабрично-заводскнх работ время является для 'рабочих разумным отдыхом, а не пьяным разгулом.

Для многих рабочих, к сожалению, выпивка представляется лучшим развлечением в праздник. „Гулять* — равнозначущо с „пьянствовать*1.

Пьяный праздник утомляет и разрушаете душу и тело еще более, чем будни „гнетущого труда".

На некоторых фабриках и заводах несчастных случаев при работе бывает больше в понедельник, т. е. после „отдыха", чем в пятницу после нескольких дней работы.

Рабочим организациям, среди которых первое место занимают профессиональные союзы, приходится заботиться об улучшении условий не только труда, но и отдыха.

И рабочия организации, действительно, заботятся о разумных не только развлечениях, по и занятиях в праздники и в часы, свободные от фабрично-заводской работы. Особенно важны „экскурсии" на „лоно природы", к лесам и полям, ins дгйпе (в зелень), как говорят немцы.

Часть свободного от работы времени передовыми рабочими отдается и на общественное дело, на занятия в кооперативных и просветительных обществах. Это. конечно, повышает энергию и укрепляет волю к трезвости, а не к пьянству. Вообще рабочее движение неразрывно связано с борьбой против пьянства. Можно сказать, что рабочее движение уже само но себе — борьба с пьянством.

На съезде., устроенном голландскими рабочими организациями 1904 года в Амстердаме для обсуждения вопроса об алкоголизме, делегаты приводили много фактов, доказывающих, что в местностях с развитым рабочим движением, то-есть с хорошо организованными рабочими союзами, пьянства гораздо меньше, чем в местностях, где рабочих организаций нет или оне незначительны.

Но те же делегаты указывали, что рабочим, привыкшим пьянствовать, очень трудно (^организоваться в крепкие союзы.

И в профессиональных союзах, и в кооперативах лучшими и наиболее стойкими организаторами оказываются трезвенники, совершенно неунотребляюицие спиртных напитков.

Вот почему один из делегатов этого съезда рабочий Вил-лемс настаивал на том, что каждый, принимающий активное

— 859 —

участие в рабочем движении, должен совершенно воздерживаться от спиртных напитков.

Если с одной стороны несомненно, что массовое пьянство зависите от общественных условий и в частности оть условий труда, то с другой—также несомненно, что для изменения этих условий необходимы люди с трезвыми головами, необходимо, чтобы передовое меньшинство рабочого класса теперь же отказалось от употребления спиртных напитков.

И здесь в свои права вступаете знание, и оно доказывает, что алкоголь—яда», употребление которого вредно даже вгь самых небольших дозах.

Знание приводите к сознанию необходимости силой воли преодолеть привычку одурманивать себя вином. Это знание нужно распространять, следовательно, нужна пропаганда против пьянства. И эта пропаганда является борьбой за изменение общественных условий к лучшему. До последняго времени социал-демо-краты, в особенности, немецкие относились пренебрежительно к пропаганде трезвости.

Бебель не раз заявлял, что съезды социал-демократической партии не должны толковать о таких „мелочах41, как борьба с пьянством, которую он сравнивал с борьбой против оспопрививания. Каутский шел в этом отношении еще дальше. В известном партийном журнале „Die Neue Zeitu 1) он самым решительным образом ополчился против социалистической агитации за воздержание от спиртных напитков, видя в этой агитации огромную опасность для классовой борьбы и социал-демо-кратической партии.

^Единственный оплот политической свободы пролетария44—писал он в 1891 году, т. е. тотчас после падения исключительного закона, направленного против социалистовъ—оплот, который у него нельзя так легко конфисковать, это—трактир. Трезвенники могут возмущаться, но это нисколько не изменяет того факта, что при современных условиях трактир является единственным местом, где низшие слои народа могут свободно собираться и обсуждать свои общия дела. Без трактира для немецкого пролетария не существует не только общения, но и политической жизни44. „Закон против социалистов, которые не воспрепятствуют пролетариям построить трактиры, никогда не будете иметь влияния4*. Напротив, если движению в пользу трезвости удастся достигнуть в Германии своей цели и побудить рабочих в их массе избегать трактиров и свободное от работы время посвящать исключительно столь заманчиво рисуемой трезвенниками семейной жизни; если все это удастся трезвенникам, тогда они добьются того, чего-даже и приблизительно не мог добиться закон против социалистов: сплоченность пролетариата будете разрушена, он будет сведен к массе разрозненных, а потому неспособных к сопротивлению атомов... Это счастье, что дви-

*) „Die Neus Zeit“, IX Jahrgang № 30, стр. 107 и след.