— 773 — лечимость алкоголиков обусловливается в большинстве случаев не сущностью болезни, а принуждением к питью со стороны окружающих Безвредное, повидимому, умеренное употребление спиртных напитков более сильными организмами заставляет расплачиваться за подражание им более слабые натуры глубокими болезненными расстройствами. Мы видим таким образом, что и теоретическия соображения, и логическая последовательность, и научные данные об алкоголе, как безусловно наркотическом яде, говорят ясно и решительно против умеренного употребления спиртных напитков и за полное воздержание от них. Новейшия физиологическия исследования шаг за шогом опровергают мнения, стремящияся защищать хотя бы и умеренное употребление алкоголя. Перейдем теперь от теории, научных обоснований и логических построений к фактам, обильно доставляемым повседневной жизнью, — фактам, которые не видеть каждый вокруг себя может только тогда, когда он не хочет их видеть. Посмотрим, дают ли эти факты право относить к фанатикам тех, кто единственно правильным считает принцип полного воздержания, неизбежный, как исходный пункт для, истинного разрешения мучительного алкогольного вопроса. Чрезвычайно поучительно остановиться прежде всего на опубликованных в 1907 году доктором ВОИитегГом результатах солидного исследования, изложенных в книге, содержащей около 200 страниц текста. Люди различных профессий и положений — врачи, юристы, учителя, профессора, духовенство, ремесленники, купцы, рабочие — дали ответы по 14 пунктам вопро-сных карточек, разосланных им с целью выяснения сравнительного значения умеренного употребления спиртных напитков и полного воздержания от них. Серьезное отношение к исследованию, обнаружившееся в обдуманных, обоснованных и подробно разработанных ответах на предложенные вопросы, придает особенную исЬну полученным результатам.—Из причин, побудивших перейти от умеренного употребления к полному воздержанию от спиртных напитков, огромным большинством выставляется приобретение знания и убеждения о вреде алкоголя вообще; некоторые высказывают сожаление, что не могли раньше составить истинного понятия об этом; многих привели к полному воздержанию безпокоившия их ири умеренном употреблении спиртных напитков различные болезненные состояния; очень многие отмечают влияние примера окружающих, многие сделались трезвенниками, считая это для себя общественным долгом — Sociale Pflicht; многие указывают, что перешли к полному воздержанию потому, что не могли провести должного, по их мнению, умеренного употребления спиртных напитков, не нарушая, ири существующих питейных обычаях, границы умеренности. Ироф. Крэпелин на вопрос, что побудило его сделаться трез- | — 774 — веншиком (с 1895 г.) пишет так: прежде всего собственными научными исследованиями приобретенное убеждение, что для употребления алкоголя в повседневной жизни нельзя подыскать совершенно никаких достаточных оснований (Keinerlei sticlihaltige Griinde); а затем стремление своими» примером содействовать искоренению питейных обычаев Что касается до последствий воздержания для физической, умственной и душевной области, то следует отметить поразительное единодушие, с которым указывается на многочисленные преимущества полного воздержания от спиртных напитков перед умеренным употреблением их. Интересно, что сравнение приводилось между действительной умеренностью, практиковавшейся ранее, и полным затем воздержанием, ибо огромное большинство до того, как стать трезвенниками, употребляли очень незначительные количества алкоголя, и часто даже не ежедневно. Коротко выразить описанные результаты полного воздержания можно так: повышение деятельности духа и тела. При полном устранении каких бы то ни было спиртных напитков появилось лучшее общее постоянное самочувствие, большее самообладание, более ровное душевное настроение, больший интерес к искусствам, большая живость эстетических восприятии вообще, усиление памяти, повышение умственной работоспособности; большая выносливость физическая и при напряженной умственной деятельности, большая стойкость в проведении в жизнь своих взглядов, увеличенный интерес к общественной жизни и общечеловеческим вопросам. Как тип обнаружившихся преимуществ полного исключения из обихода спиртных напитков, можно привести ответа Брэменского пастора Иозефсона. Он гласит: „я никогда не испытывал такой физической бодрости, умственной живости и работоспособности, душевной гармонии и жизнерадостности, как в годы полного воздержания". Доктор медицины Peipers пишет, что при полном воздержании от спиртных напитков он познал такия блага жизни, каких ранее и не подозревал. Психиатар Отто, отмечая повышенную умственную работоспособность, выражается, что его духовный мир и жизнерадостность пышно расцвели. Доктор медицины Pfaff, испытав на себе влияние умеренного и очень умеренного употребления спиртных напитков, перешел в конце концов к полному воздержанию, несомненные преимущества которого он горячо отстаивает. Pfaff. встречая в своей практике значительный тормаз для распространения принципа воздержания в ссылке на других врачей, не протестующих против умеренного употребления спиртных напитков, высказывается: тяжела ответственность врачей, идущих против полной трезвенности и тем укрепляющих за алкоголем и без того твердую его позицию. Доктор Boehncke, перешедший в трезвенники после строго- |