— 774 — веншиком (с 1895 г.) пишет так: прежде всего собственными научными исследованиями приобретенное убеждение, что для употребления алкоголя в повседневной жизни нельзя подыскать совершенно никаких достаточных оснований (Keinerlei sticlihaltige Griinde); а затем стремление своими» примером содействовать искоренению питейных обычаев Что касается до последствий воздержания для физической, умственной и душевной области, то следует отметить поразительное единодушие, с которым указывается на многочисленные преимущества полного воздержания от спиртных напитков перед умеренным употреблением их. Интересно, что сравнение приводилось между действительной умеренностью, практиковавшейся ранее, и полным затем воздержанием, ибо огромное большинство до того, как стать трезвенниками, употребляли очень незначительные количества алкоголя, и часто даже не ежедневно. Коротко выразить описанные результаты полного воздержания можно так: повышение деятельности духа и тела. При полном устранении каких бы то ни было спиртных напитков появилось лучшее общее постоянное самочувствие, большее самообладание, более ровное душевное настроение, больший интерес к искусствам, большая живость эстетических восприятии вообще, усиление памяти, повышение умственной работоспособности; большая выносливость физическая и при напряженной умственной деятельности, большая стойкость в проведении в жизнь своих взглядов, увеличенный интерес к общественной жизни и общечеловеческим вопросам. Как тип обнаружившихся преимуществ полного исключения из обихода спиртных напитков, можно привести ответа Брэменского пастора Иозефсона. Он гласит: „я никогда не испытывал такой физической бодрости, умственной живости и работоспособности, душевной гармонии и жизнерадостности, как в годы полного воздержания". Доктор медицины Peipers пишет, что при полном воздержании от спиртных напитков он познал такия блага жизни, каких ранее и не подозревал. Психиатар Отто, отмечая повышенную умственную работоспособность, выражается, что его духовный мир и жизнерадостность пышно расцвели. Доктор медицины Pfaff, испытав на себе влияние умеренного и очень умеренного употребления спиртных напитков, перешел в конце концов к полному воздержанию, несомненные преимущества которого он горячо отстаивает. Pfaff. встречая в своей практике значительный тормаз для распространения принципа воздержания в ссылке на других врачей, не протестующих против умеренного употребления спиртных напитков, высказывается: тяжела ответственность врачей, идущих против полной трезвенности и тем укрепляющих за алкоголем и без того твердую его позицию. Доктор Boehncke, перешедший в трезвенники после строго- | — 775 — умеренного употребления спиртных напитков, предостерегает особенно настойчиво от тех, которые под флогом умеренности проводят собственно борьбу с принципом полного воздержания. Это—самые опасные друзья алкоголя. Директор туберкулезной санатории доктор Liebe, сравнивая свои молодые годы при очень умеренном (selir massig) вино-нитии с последним десятилетием полной трезвенности, решительно определяет первый период жизни, как менее плодотворный и содержательный (minderwertig). Многие отмечают, что с переходом к полному воздержанию им гораздо легче было выполнить свое намерение — бросить и курение, чего прежде, ири умеренном употреблении спиртных напитков, несмотря на повторные попытки, не удавалось достигнуть. Доктор Briegleb, отмечая, что решение перейти в трезвенники (с 1902 г.) явилось у него не вдруг, а созревало постепенно, указывает на необходимость полной трезвенности особенно у врачей. Эта необходимость вытекает неизбежно из самой сущности врачебной профессии, требующей всегда, во всякое время дня и ночи, ясной, не затуманенной алкогольным наркозом головы. Такое же мнение высказывают многие из духовенства и учителей. Естественно, конечно, приложить эту мерку на тех же основаниях и к железнодорожным служащим, военным, рабочим специальных профессий и вообще к лицам, несущим ту или иную серьезную ответственность. Огромное большинство участников исследования отмечает блоготворное влияние примера их воздержания на семью и близкую окружающую среду. Устанавливается более глубокая духовная связь, большая общность интересов и вообще жизнерадостное настроение. В сообщении доктора Pfleiderera характерно обрисовывается восприятие детьми строго проводимого родителями обоснованного принципа воздержания. Когда 3-х-летний сын Pfleiderer а услыхал, что отец его применял для перевязки больного спирт, он с удивлением спрашивает мать: мама, ведь, спиртъ—яд, зачем же это папа применяет его для перевязки? Невольно сейчас же приходит на мысль наш тлетворный обычай, не только ежедневно собственным примером прививать юному поколению ранния симпатии к алкоголю, но и прямо даже давать детям различные спиртные напитки чуть-ли не с пеленок. Естественно, что у этого 3-летн. мальчика выработается иное представление и взгляды на умеренное употребление спиртных напитков, чем у нашей молодежи. Огромное большинство в своих ответах указывает, что первое время полной трезвенности доставляло им не мало мелких огорчений и неприятностей вследствие своеобразного отношения окружающих. Насмешки, остроты, особенно в веселой от алкогольного наркоза компании, взгляд как на „чудака44, „оригинала", даже немножко ненормального вплоть до фанатика, упреки за „нелюдимость44, скупость, нежелание вести себя „как люди** |