Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 702   >>>

  

— 702 —

вышлют свой функциональную дееспособность. Если некоторые авторы пытаются отвести первичную роль в борьбе с инфекциями химизму, химическим свойствам жидких сред организма, то следует иметь в виду,- что в конечном то счете, свойства последних являются все-таки результатом функциональной жизнедеятельности клеточных элементов. II здесь исходный пунктъ— активность, специфическая деятельность клеток. Совершаются нормально функции их — протекают определенным образом и физико-химические процессы, нарушаются функции—и резкц изменяется характер физико-химических явлений.

Установленные несомненно в живом организме явления кумуляции, в особенности функциональной активности, приспособляемости-, целесообразности, привыкания обнаруживают полную несостоятельность одиой лишь физико-химической точки зрения на совершающиеся в живом организме процессы. Всего рельефнее выступаете эта несостоятельность, когда дело идете о функциональной деятельности нервной системы. Чрезвычайная изменчивость реакции не только количественно, но и качественно в зависимости от того или иного внутренняго собственного состояния нервной клетки, автоматическая деятельность, (‘вязанная неразрывно с целесообразностью, удивительное свойство сохранять надолго следы пережитых влиянии, суммировать их, воспроизводить резко ири известных условиях, отвечать на раздражение то явлениями возбуждения, то угнетения; перерабатывать ритм получаемых раздражена0! путем самостоятельных своеобразных процессов в свой собственный ритм возбуждений, реагировать на различные раздражения лишь специфической деятельностью, необъятная, неизведанная область психической деятельности—вот целый ряд проявляемых в своих функциях нервными клетками свойств, объяснение которых одной лишь физико-химической точкой зрения представляете неопределимые препятствия. Между тем как нормальная функциональная дееспособность нервной системы, особенно центральной, представляете conditio sine qua пои и нормального течения всехт> совершающихся в организме процессов и превращений. Без ведома контроля, регулирующого влияния нервной системы не происходите ни одного малейшого частичного акта в ходе превращений, протекающих в безконечно сложном живом целом организме. Что один лишь фпзико-химический критерий не в состоянии объяснить явлений в живой протоплазме и присущих ей свойств активности, приспособляемости можно видеть хотя бы из следующого. Вещества весьма близкия по своим химическим свойствам очень резко различаются по силе своего действия на живой организм, напр., соли, калия и натрия. На сахар одного и того же химического состава (С6НИ2Ов), но различной молекулярной конфигурации различно воздействуют (дни и те же дрожжевые грибки. Глюкоза и маниоза подвергается брожению под их влиянием легко, галактоза—меньше, таллоза же совсем не поддается их воздействию. Таково же неодинаковое отношение микроорганизмов к право и лево вращающим кисло-

- 703 —

там. Таким образом приходится но жизненные явления объяснять химическими законами, а наоборот, химическия превращения рассматривать как результат биологических факторов. Если недостаточен один лить физико-химнческий критерий для объяснения процессов даже игь простейших живых клетках, то тем резче обнаруживается его несостоятельность при изучении такого сложного живого организма—как человеческий.

Уподобление ого машине, работающей насчет энергии топлива, и определение поэтому понятия ^пищевое" вещество лишь с точки зрения числа даваемых им при окислении калорий, как топлива, представляются етоль-же простыми, сколь и противоречащими многим несомненно установленным фактическим данным.

Первичное, решающее значение функций для живого организма является основным, принципиальным отличием ого от работающей машины. В грубых чертах это можно видеть из такого сопоставления. Minimum функций, перерыв в них влекут за собой ущерб для органа и для организма, minimum работы, перерыв в ней лишь сохраняют машину от изнашивании.

Ужо свойства приспособляемости, целесообразности, способности эволюционировать, как результат своеобразных функций организма, ого активности, делают недопустимым вышеупомянутое уподобление. А эти свойства составляют характернейшее отличие живого организма, проникающее все совершающиеся в нем процессы. Жизнь, но определению Герберта Спонсора, есть постоянное приспособление внутренних отношений к внешним.

Свойства, активности, как равнодействующая функциональной деятельности составных частей живого организма, делают невозможным уподобление последних машине, работающей насчет энергии топлива. Количество и интенсивность работы машины определяются всецело количеством доставляемого горючого материала и кислорода. Совершенно иные отношения в живом организме. Прежде всего здесь нет сгорания, как результата прямого и простого окисления. Поглощенный тканевыми элементами кислород не потребляется непременно тотчас, а остается в них как бы в запасе, в виде какого-то сложного соединения и только позднее путем расщепления последняго освобождается углекислота при актах э/сизнедеятель-ности клеток.

Сколько-бы мы ни доставляли излишку кислорода, он не будет утилизировав, раз отсутствует потребность в нем клеточных элементов, диктуемая ходом и интенсивностью функций; точно так-же и излишек истинных пищевых веществъ—белков, жиров, углеводовъ—он или отложится про запас до времени потребности в нем или-же будете усиленно выделяться наружу.

Здесь количество потребляемого горючого материала и кислорода определяется первичным исходным моментомъ—интенсив-