Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 651   >>>

  

щих иногда детей ко всевозможным порокам. Поэтому на обязанность школы должно лечь устройство для учеников и рациональных развлечений.

В городах для этой цели могли-бы быть устроены особые ученические клубы, где дети и подростки могли-бы проводить иочти все внешкольное и вечернее время и находит для себя все, что способствовало-бы их всестороннему развитию, а также приятному и полезному времяпрепровождению. Эти клубы, лишенные, конечно, всякой политической окраски, могли-бы взять себе за образец функционирующия теперь во многих местах, так называемых „Маяки"1).

В этих клубах наряду с различными лекциями, музыкальными классами, разговорами на иностранных языках, библиотеками, всевозможными играми и снортами устраивались-бы и рациональные физическия упражнения тела; и здесь-же несостоятельные и мало успевающие ученики находилн-бы возможность совместного с другими выполнения домашних уроков и занятий.

Таким образом ученические клубы, удерживая молодые поколения от всяких случайных увлечении и пороков, нриучал^и-бы их к правильному общественному образу жизни, основанному на самых блогородных и безусловно трезвых принципах. Самая обстановка, как это наблюдается теперь в „Маякахъ*1, действовала-бы облогораживающим образом на всех посетителей этих клубов; и всякия грубые выходки со стороны отдельных лиц являлись-бы столь резким диссонансом к общему настроению всех, что ни у кого не вызывали-бы к подражанию, ни к повторению их никакой охоты.

Так можно было-бы устроиться в городах. Но отсутствие всяких забот о научении молодых людей рациональным развлечениям сильно дает себя знать и в деревне. И здесь порывы молодых сил также не находят себе надлежащих направлений и выражаются нередко в так называемых молодецких удолях и проказах в роде поджогов, конокрадства, взаимных драк, азартных игр, смертоубийств и пьянства.

Осуществление вышеописанных клубов в деревне может встретить пока непреодолимые препятствия; но за то огромную пользу могли-бы оказать на деревенскую молодежь столь сильно распространенные повсюду заграницей,так называемые, „Сокольей организации44 2). Производство „сокольскихъ“ физических упражнений (с чего-бы пока только и следовало начать дело) могло-бы происходить у нас, как и вся современная деревенская общественная жизнь, пока и под открытым небом. ИИе-отъемлемые-же от сокольства основные нравственные устои, незаметно залегая при этом в крестьянския сердца, могли-бы и

') См. издания общ. Маяк в Петербург.

2) См. Д-р Шеинер: Sokol, а также: Клюжев. Сокольство (Голос правды 1909 г.). Комаров: По славянским землям и др.

42

— 652 —

при таких примитивных условиях оказать свое блоготворное влияние на весь общий характер крестьян и на их общественные взаимоотношения.

Виоследствии-жс, когда крестьянин, блогодаря всему этому, поймет, что истинный рай можно найти на земле не только в кабаке, но и в обставленной надлежащим образом общественной жизни, тогда он, по примеру некоторых родственных ему но крови Европейских народов, с радостью будет отдавать ироииваемые им теперь огромные средства на самое широкое осуществление тех учреждений, которые вывели его из прежней непроглядной тьмы на истинно культурную и светлую жизнь. Вот каким образом должно быть поставлено правильное воспитание наших молодых поколений. И это правильное воспитание должно считаться одним из самых первых способов борьбы с народным пьянством.

Все остальные орудия этой борьбы, как-то: лечение отдельных алкоголиков, всевозможные чтения им морали, знакомство населения с вредом алкоголизма, сообщение народу современной формы образования и доставление ему современных-же способов искусственных развлечений, при общей некультурности всей нашей народной массы и при указанном выше несовершенстве некоторых из приведенных приемов, не в состоянии избавить наш народ от алкогольного угара. Так, например, лечение отдельных алкоголиков не может дать широких результатов по следующей причине.

Раз современная обстановка жизни сплошь да рядом затягивает в пьянство даже и совершенно трезвых и здоровых людей, то тем меньше шансов устоять от этого зла тем, которые уже надорвали свой организм алкогольным ядом и издавна привыкли заливать вином свои душевные раны. А очень малая польза наблюдаемая теперь от чтения народу лекций о вреде спиртных напитков зависит, во-нервых, оттого, что наше крестьянство вообще изверилось во всяких поучениях (особенно без надлежащих примеров) со стороны интеллигентов; а во-вторых и оттого, что мало культурные люди. и по мнению Щапова, в особенности русские1), живут, главным образом, только привычкой и чувством. ИЗсякия-же рациональные рассуждения и идеи прививаются к ним очень туго. Достаточно побывать на деревенских амбулаторных приемах, чтобы увидеть, как деревенския женщины, с видимым вниманием и сочувствием прослушав наставления врача хотя-бы, например, о вреде жеванной соски, при выходе из докторского кабинета с умильным видом обращаются за разрешением, к тому-же врачу, все-таки взять брошенные в поганый таз их собственные соски, чтобы заткнуть ими рты своим раскричавшимся детям.

ИЦапов: социально-педогогическия условия умственного развития русского народа^.