— 652 — при таких примитивных условиях оказать свое блоготворное влияние на весь общий характер крестьян и на их общественные взаимоотношения. Виоследствии-жс, когда крестьянин, блогодаря всему этому, поймет, что истинный рай можно найти на земле не только в кабаке, но и в обставленной надлежащим образом общественной жизни, тогда он, по примеру некоторых родственных ему но крови Европейских народов, с радостью будет отдавать ироииваемые им теперь огромные средства на самое широкое осуществление тех учреждений, которые вывели его из прежней непроглядной тьмы на истинно культурную и светлую жизнь. Вот каким образом должно быть поставлено правильное воспитание наших молодых поколений. И это правильное воспитание должно считаться одним из самых первых способов борьбы с народным пьянством. Все остальные орудия этой борьбы, как-то: лечение отдельных алкоголиков, всевозможные чтения им морали, знакомство населения с вредом алкоголизма, сообщение народу современной формы образования и доставление ему современных-же способов искусственных развлечений, при общей некультурности всей нашей народной массы и при указанном выше несовершенстве некоторых из приведенных приемов, не в состоянии избавить наш народ от алкогольного угара. Так, например, лечение отдельных алкоголиков не может дать широких результатов по следующей причине. Раз современная обстановка жизни сплошь да рядом затягивает в пьянство даже и совершенно трезвых и здоровых людей, то тем меньше шансов устоять от этого зла тем, которые уже надорвали свой организм алкогольным ядом и издавна привыкли заливать вином свои душевные раны. А очень малая польза наблюдаемая теперь от чтения народу лекций о вреде спиртных напитков зависит, во-нервых, оттого, что наше крестьянство вообще изверилось во всяких поучениях (особенно без надлежащих примеров) со стороны интеллигентов; а во-вторых и оттого, что мало культурные люди. и по мнению Щапова, в особенности русские1), живут, главным образом, только привычкой и чувством. ИЗсякия-же рациональные рассуждения и идеи прививаются к ним очень туго. Достаточно побывать на деревенских амбулаторных приемах, чтобы увидеть, как деревенския женщины, с видимым вниманием и сочувствием прослушав наставления врача хотя-бы, например, о вреде жеванной соски, при выходе из докторского кабинета с умильным видом обращаются за разрешением, к тому-же врачу, все-таки взять брошенные в поганый таз их собственные соски, чтобы заткнуть ими рты своим раскричавшимся детям. ИЦапов: социально-педогогическия условия умственного развития русского народа^. | — 653 — Отсюда мидию, что в борьбе с алкоголизмом следует прежде всего рациональным воспитанием внушить крестьянам доверие к просвещенному слову и уважение к настоящей культуре. Тем-же воспитанием следует пробудить в народе стремление к совершенствованию его родного дела и его собственного быта; и наконец, тем-же воспитанием следует предварительно научить все классы населения искать жизненных интересов в «гамом труде, а не в отвлекающих от него искусственных развлечениях, и даже, наоборот, самым развлечениям придавать наиболее рациональную форму и воспитательное значение. Только при таких условиях наша общественная жизнь и может улучшиться до того, что в ней не останется больше места ни для какого наркоза. И народное пьянство само собой отвалится от нея точно так-же, как от заживающей раны отпадает ея последний ссохшийся струн. В заключение, во имя блага всей трудовой народной массы, я обращаюсь с просьбой к всероссийскому противоалкогольному Съезду, обратить его просвещенное внимание на все перечисленные мцого роковые ненормальности нашей народной жизни и высказать перед всей Россией в смысле необходимости немедленного устранения их свое громкое авторитетное слово. Это слово должно быть обращено, главным образом, к нашей современной интеллигенции, чтобы склонить ее к почитанию культа продуктивного труда и тем самым внушить, как ей, так и просвеицае-мой ею общей народной массе, естественно жизненные идеалы. Литература к тем вопросам, которые затрагиваются в этом докладе. Фулье.—Критика современных систем морали. Спенсер.—Воспитание. Его-же.—Данные науки о нравственности. То.истои JI.—Педогогическия статьи т. IV. Его-же,—Другия статьи и письма. Пирогов Др.—Педогогическия статьи т. I. Каве.иинг.—Задачи Этики. Руссо.— Эмиль или о воспитании. Сикорский.— Воспитание в возрасте первого детства. Покровами.—Физическое воспитание детей у разных народов. Вен. -Наука о воспитании. Лссгафт,—Руководство к физическому образованию детей школь-вого возраста. Ушннский.—Человек как предмет воспитания. Горцев.—Очерк развития педогогических идей в новое время. Коптерев.—Дидактические очерки. Ковалевский.—Возрастающее оскудение деревни (на правах рукописи). донорская.— Детский театр, его вред и польза. |