Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 646   >>>

  

— 046 —

интеллигент иршиисывает свои субъективные ощущения и всей рабочей массе. Поэтому он ставит идеалом просвещения и этой последней также освобождение от физического труда и приобретение условных нрав на получение готовых средств даже без всякого участия в их добывании. Но такия права, и при самом широком, распространении современного просвещения в народе, не могутѵконечно стать, достоянием всей его массы. И русское, крестьянство, не получающее для своего общого быта от этого просвещения никакой пользы, а только разочарованное им в ириложимости к крестьянскому быту каких бы то ни было культурных открытий, по прежнему ведет свое жизненное дело но старым не культурным приемам. А все возрастающая блогодаря этому безысходная народная нищета, без всякой надежыд впереди на улучшение общого народного быта, и побуждает крестьян искать, хотя бы временного, самозабвения от своей безотрадной жизни в наркотизации себя алкоголем. Таковы результаты влияния современного ненормального народного просвещения на крестьянския массы. Следует особенно обратить внимание на эту ненормальность просвещения именно теперь, так как Россия находится накануне всеобщей доступности, а, быть может, даже и обязательности такого просвещения для всего крестьянства. А в виду этого, само собой понятно, что прежде, чем расширить просвещение на всю крестьянскую массу, следует теперь же поставить его на настоящия рациональные основы, так как реформа его при современном меньшем объеме потребует гораздо меньшого расхода и меньших общественных жертв. Достаточно указать на критическое положение тех огромных кадров учителей, которые, будучи в очень большом количестве приготовлены к обязанности старой школы, при неминуемой реформе этой последней не будут удовлетворять новым запросам школьной жизни и окажутся в обществе совершенно ненужным балластом.

При обсуждении вопроса о новой рациональной форме нашего школьного просвещения следует прежде всего поставить за правило следующее положение, против которого мы теперь больше всего грешим и которое, выражаясь словами Эдмонда Демулена, формулируется гак: „Дело просвещения выражается не в том, чтобы научить детей написанному в книгах. Их надо научить тому, что такое жизнь и что в ней делается".

Кроме того нам, русским, необходимо принять во внимание еще и то особенное „утилнтарно-практическое направление умственных интересов и потребностей русского народа", которое исторически сложилось в нем веками и которое с такой ясностью показали и объяснили нам покойный Щапов !);и Успенский.

И наконец, наша новая начальная школа должна принять и тот общий для всех принцип, который уже 200 лет тому

!) Щааов. Социально-пфдогогическия условия умственного развития русского народа.

- 647 —

назадь был высказан Лмосом Каминским и который заставляет начинать всякое просвещение с объяснения сначала самых близких и практических вопросов и лишь потом постепенно переходить от них на более широкия и отдачиенные сферы. Но ири осуществлении этого последняго, принципа, как это показывают нам постановления францусских и чешских учительских съездов, даже и в таких сравнительно небольших странах, как Франция и Чехия, и то оказалось невозможным установить однородного типа начальной школы для всей страны. А тем более, следовательно, нужно считаться с этим обстоятельством у нас. Наша жизнь в различных уголках нашего обширного отечества очень разнообразна, а миросозерцание населения многих местностей, в силу дальности расстояний, является у нас еще до сих нор совершенно замкнутым.

Поэтому, нашей начальной школе придется особенно сильно приспособляться к разнародности местных условий и носить на себе различные местные же оттенки.

Но так как большая часть нашего населения все же занята сельскохозяйственным трудом, то, ради примера, я приведу здесь тип школы, свойственный глухому земледельческому району, к каковому, кстати, относится и наша Самарская губерния. Вот каковы должны быть основные принципы такой школы.

В деле народного просвещения прежде всего необходимо в такой же степени считаться с психологией крестьянской массы, в какой степени педогогика считается с особенностями детской натуры. Чтобы расположить народ к просвещению, надо с самого начала показать крестьянам, что просвещение способно ответить на их самые животрепещущие вопросы. А так как главным интересом наших изголодавшихся крестьян является экономическая сторона жизни, то и начальное просвещение должно заКчиючаться не в обсуждении каких-либо метафизических вопросов, как это наблюдается у нас теперь, а в твердой вещественной опоре, которая бы с самого начала могла осветить народу самые насущные жизненные стороны его своеобразного быта.

Поэтому не .следует, подобно современной школе, стремиться отрывать от земли, т. е. ставить целью просвещения крестьян стремление исподволь по частям сломить ту стоящую над крестьянами „власть земли", которая, по словам Герцена", чудесно сохранила русский народъ" не сломившись целиком даже „под восточным татарским кнутом и западными капральскими палками, которая сохранила прекрасные открытые черты и живой ум русского крестьянина под унизительным гнетом крепостного состояния" *). Напротив, в начальном просвещении русских крестьян необходимо опираться на эту силу и, именно, исходя из нея, расширять сознательное отношение крестьян ко всей мировой жизни.

3) Страхов: Борьба с Западом (cif по У со.).