— 644 — кого нравственного удовлетворения, которое не побуждало бы их искать искусственного самозабвения в той или другой форме наркоза. ('ледовательно, основная причина народного пьянства лежит вовсе не в различии быта привиллегированных и не привиллегированных классов, а в каких то особых обстоятельствах, одинаково гибельно действующих, как на те, так и на другие. Вот, о выяснении и устранении этих то роковых обстоятельств и должен больше всего позаботиться 1-й Всероссийский Съезд для борьбы с пьянством. Раз вышеупомянутые обстоятельства производят свое действие на всех людей, вне зависимости от их социального положения, то, следовательно, сущность этих обстоятельств нужно скорее всего искать в общих свойствах человеческой натуры и в несоответствии с ней установившогося у нас жизненного режима. Всестороннее изучение биологии человека приводит нас к заключению, что непременной потребностью здорового человеческого организма является сознательно продуктивный для личного и вместе с тем и для общого блага труд. Там, где этого продуктивного труда нет, там человек и должен ощущать ту общую неудовлетворенность, которая побуждает его к наркотическим средствам. А непосредственное наблюдение нашей общественной жизни как раз и указывает нам на присутствие в ней именно этого пробела. Наши образованные классы позволяют себе большую погрешность в смысле недостаточности культа продуктивного труда, и примером своей жизни, во все более тесном соприкосновении с народной массой, все сильнее внушают этот недостаток также и ей. История указывает нам, что недостаток культа продуктивного труда в среде образованных классов представляет из себя пережиток старины, когда образование или откровенно рекомендовалось (в дошедших до нас египетских папирусах) !) как средство сделаться чиновником и избавиться от физического труда; или же когда оно было доступно только богатым и поэтому должно было готовить человека не» к продуктивной работе, а только к отвлеченному мышлению и к внешнему выражению привиллегированности тех людей, которым оно давалось. С распространением же доступности образования на все сословия, такая архаическая форма его в наиболее культурных странах постепенно стиралась и оно становилось на жизненно практическую почву. II там, где этот естественный процесс изменения формы образования совершался полнее, там страна становилась Просвеиценнее и богаче и с тем вместе значительно уменьшилось там и народное пьянство. У нас же в России просвещение народа и до настоящого времени совершается совсем ненормальным путем. Оно не s) Маляревский. Медико-недогогический вестник 1886 г., Лв 1. | — 645 — только до сих нор не теряет своего архаического вида. в среде привиллегированных классов, но даже распространяется и в среду рабочих сословий, всецело сохраняя свой старую отвлеченно нежизненную форму. Даже и то школьное обучение, которое так настойчиво проводится у нась теперь в селах, совершенно не приспособляет учеников к практической жизни и не удовлетворяет их самых насущных духовных запросов. Оно не только не старается развить естественной крестьянской практичности и наблюдательности, по, сообщая детям лишь отвлеченные и совершенно безполезные для жизни сведения, как бы нарочно, отвлекает детский ум от знакомства с окружающими явлениями и забивает в нем всякую наблюдательность. Наша начальная сельская школа, по меткому указанию Самарского уездного комитета о нуждах сельскохозяйственной промышленности *), совершенно уклонилась от удовлетворения запросов детской любознательности, а исключительно только занялась „натаскиваниемъ" детей на экзаменационные требования для поступления в безжизненную среднюю школу. В силу этого интересы всей массы подчиняются условным интересам того меньшинства, которое получает возможность пойти на высшия ступени школы. Но и достигнувший этого счастливец не в состоянии ощущать полного блага жизни. Современное просвещение, по выражению Эдмонда Демулена (основателя рациональной школы де-Рош близ Парижа) 2), ведет к тому, что у образованного человека „на всю жизнь потом остается способность только скользит по поверхности, не вникая в сущность вещей". Он по выражению члена францусской академии Эрнста Лависса 3), „напичкан только не иереваримыми отрывками энциклопедии и потому от школьного стола фатально переходит к канцелярскомуи. Такой человек, но заключению д-ра Литца (основателя рациональной школы в Гарце в Германии) 4), получает не воспитание, а выгонку" и может поступить или в учителя такой же школы, или же „войти в ряды интеллигентного пролетариата". Это. по выражению Эдмонда Демулена, „чистый мозговыхъ", отвлеченный специалист, все воспитание которого сводилось к систематическому атрофирована его мышечной системы, в силу чего всякий физический труд представляется ему как самое невыносимое страдание. Очевидно, поэтому, что все стремления такого человека естественно сводятся только к желанию освободиться от физического труда и заняться какой бы то ни было даже скучной и безполезной работой, лишь бы она не требовала никаких мышечных усилий и условно оплачивалась бы возможно большим жалованьем. Не умея отрешиться от самого себя, такой крайний ') Труды местных Комитетов о нужд. с.-х. промышл., т. ХХХ.Ѵ, стр. 459. 2) Новое воспитание--школа ле-Ропгь изд. Народная библиотека. Москва. s) Ibidem. 1) Ibidem. |