У Доклад д-ра Н. В. Фармаковского. Материалы по борьбе с алкоголизмом в деревне. Борьба с алкоголизмом в связи с реформой народного просвещения. С понятием о борьбе с алкоголизмом непременно связано понятие о той или иной реформе жизни, а выражаясь словами одного из членов францусской академии Жюля Леметра надо иметь в виду, что главная реформа, включающая и обусловливающая собой все другия — есть реформа личности. Но ведь поздно переделывать людей взрослых и зрелых. Надо действовать, следовательно, на подрастающия поколения (Публичная лекция 5/VI — 1898 г. в Сборнике Жюля Леметра — чл. франц. академии). Таков главный принцип нижеследующого моего доклада. Я, старый земский врач, прибыл сюда из далекой деревенской глуши и с особенным радостным волнением смотрю на присутствующее здесь высокое собрание людей. Ведь все эти люди съехались сюда со всей России ради борьбы с тем злом, которое является крайне гибельным для обслуживаемой мной крестьянской массы и которое, в течение моей многолетней деятельности в деревне, нередко бывало одной из главных причин моих несбывавшихся надежд и горьких разочарований. Я говорю об народном пьянстве. Но при употреблении выражения „народное пьянство" следует оговориться, что термин этот понимается у нас иногда несколько односторонне. Когда рассуждают о народном пьянстве, то особенно напирают на пьянство низших сословий и, выясняя причины этого зла, придают слишком большое значение всяким жизненным недочетам только этих общественных слоев. Указывают, обыкновенно, что народное пьянство зависит от недостатка в народе того образования, того материального обезпечения и тех, так назыв., разумных развлечений, какими пользуются в своей жизни привеллегированные люди. Но при этом как бы забывают или не хотят видеть, что и у этих последних дело обстоит далеко не блогополучно. Безпристрастное наблюдение жизни показывает, что и здесь: ни современное иногда даже высшее образование, ни более или менее хорошее материальное обезпечение, ни разнообразнейшия и часто очень дорогия развлечения не в состоянии доставить людям та- | — 644 — кого нравственного удовлетворения, которое не побуждало бы их искать искусственного самозабвения в той или другой форме наркоза. ('ледовательно, основная причина народного пьянства лежит вовсе не в различии быта привиллегированных и не привиллегированных классов, а в каких то особых обстоятельствах, одинаково гибельно действующих, как на те, так и на другие. Вот, о выяснении и устранении этих то роковых обстоятельств и должен больше всего позаботиться 1-й Всероссийский Съезд для борьбы с пьянством. Раз вышеупомянутые обстоятельства производят свое действие на всех людей, вне зависимости от их социального положения, то, следовательно, сущность этих обстоятельств нужно скорее всего искать в общих свойствах человеческой натуры и в несоответствии с ней установившогося у нас жизненного режима. Всестороннее изучение биологии человека приводит нас к заключению, что непременной потребностью здорового человеческого организма является сознательно продуктивный для личного и вместе с тем и для общого блага труд. Там, где этого продуктивного труда нет, там человек и должен ощущать ту общую неудовлетворенность, которая побуждает его к наркотическим средствам. А непосредственное наблюдение нашей общественной жизни как раз и указывает нам на присутствие в ней именно этого пробела. Наши образованные классы позволяют себе большую погрешность в смысле недостаточности культа продуктивного труда, и примером своей жизни, во все более тесном соприкосновении с народной массой, все сильнее внушают этот недостаток также и ей. История указывает нам, что недостаток культа продуктивного труда в среде образованных классов представляет из себя пережиток старины, когда образование или откровенно рекомендовалось (в дошедших до нас египетских папирусах) !) как средство сделаться чиновником и избавиться от физического труда; или же когда оно было доступно только богатым и поэтому должно было готовить человека не» к продуктивной работе, а только к отвлеченному мышлению и к внешнему выражению привиллегированности тех людей, которым оно давалось. С распространением же доступности образования на все сословия, такая архаическая форма его в наиболее культурных странах постепенно стиралась и оно становилось на жизненно практическую почву. II там, где этот естественный процесс изменения формы образования совершался полнее, там страна становилась Просвеиценнее и богаче и с тем вместе значительно уменьшилось там и народное пьянство. У нас же в России просвещение народа и до настоящого времени совершается совсем ненормальным путем. Оно не s) Маляревский. Медико-недогогический вестник 1886 г., Лв 1. |